«Компания ждет изменения геополитической ситуации, чтобы снизить издержки на возвращение в Россию». Новую коллекцию уже готовят к продаже — поставки организованы из Казахстана. Вещи подорожают на 30%.
Шведский одежный ритейлер H&M, который заявил об уходе из России после распродажи товарных остатков, начал поставлять в свои магазины новую коллекцию. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на источник, близкий к руководству торговой сети. В Российском совете торговых центров эту информацию также подтвердили. В самой компании дали расплывчатый комментарий: «В магазинах России реализовывается оставшийся сток».
По словам другого источника газеты, H&M заинтересован «продержаться на рынке как можно дольше, поэтому организовал поставки товара в российские магазины из Казахстана». Для этого на складах даже увеличили количество сотрудников — штатный персонал не справлялся с объемами поставок. Новая коллекция пока не представлена в магазинах, ее только готовят к продаже.
Марат Ибрагимов, старший аналитик Газпромбанка, полагает, что добровольный уход из России был бы для ритейлера непозволительной роскошью, поскольку на европейском рынке потребительский спрос стремительно сжимается на фоне резко ускорившейся инфляции:
Очень похоже на то, что H&M хочет остаться в России. Бренд очень сильный, поскольку имеет в стране большую аудиторию лояльных покупателей. А значит, гарантированный и достаточно большой рынок сбыта.
По мнению гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, H&M будет с большой осторожностью закрывать магазины:
В первую очередь работу прекратят менее эффективные точки, а флагманские останутся открыты как можно дольше, чтобы у компании была возможность при изменении геополитической ситуации снизить издержки на возвращение в Россию.
Крупные западные игроки не хотят уходить с российского рынка, соглашается Дмитрий Клапша, руководитель компании Remain, но на них оказывают давление:
Поэтому компаниям важно потянуть время в надежде, что ситуация может измениться.
Ввоз товара из третьих стран — ожидаемая схема работы в нынешних условиях, считает он.
Помимо Казахстана, поставки возможны из Белоруссии, где H&M решил сохранить свои магазины, а также из Армении и других приграничных государств. Однако это отразится на стоимости: подорожание товаров может составить от 30% — в сравнении с вариантом прямых поставок, который действовал ранее, прогнозирует экономист Андрей Бархота.
Задержать ритейлера в России могут и особенности договоров с торговыми центрами, говорит гендиректор консалтинговой компании «Этерна» Дмитрий Томилин:
Как правило, согласно контрактам, арендодателя необходимо предупреждать об уходе не меньше чем за три месяца, а то и за полгода. Кроме того, в некоторых случаях H&M вообще не имеет права расторгнуть соглашение — ритейлеру придется остаться до конца срока его действия, выплачивать аренду и штрафы.
Юридический процесс выхода из российских ТЦ может занять год, добавил он.
Как сообщал DK.RU, H&M объявил об уходе из России в июле 2022 г. Через месяц сеть запустила финальную распродажу. А в начале сентября объявила дату закрытия магазинов — 30 ноября. Однако почти сразу же появилась информация о том, что после этой даты флагманские магазины бренда останутся открыты.
Об уходе H&M сожалеют 15% россиян. Об этом говорят данные опроса, проведенного финансовой онлайн-платформой Webbankir. Наибольшей потерей среди ушедших с российского рынка зарубежных брендов население России считает IKEA — об этом заявили 27,2% опрошенных, а также Samsung (23,8%), Adidas (17,3%), Apple (15,8%), Coca-Cola (15,3%) и Nike (14,4%). В то же время 44% участников опроса отметили, что не переживают из-за ухода иностранных производителей и продавцов.
Между тем ряд компаний уже подумывает о возвращении в Россию. Накануне стало известно, что Samsung возобновил поставки техники и перезапустил официальный интернет-магазин.