Меню

Путин запретил грузовые перевозки для транспорта из недружественных стран

Пользуясь санкциями, европейские перевозчики взвинтили цены в 3-5 раз. Теперь доставка должна происходить по схеме перегрузки товаров на границе, как это делается в Белоруссии.

Президент России Владимир Путин ввел запрет на международные автомобильные перевозки грузов по территории России для автомобилей недружественных стран. В документе говорится, что запрет может применяться к транспорту, «зарегистрированному в иностранных государствах, которые ввели в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц ограничительные меры в сфере международных автомобильных перевозок грузов».

В начале апреля страны Евросоюза в качестве ответной меры на проведение спецоперации перестали пропускать через свои территории грузовой автотранспорт, зарегистрированный в России и Белоруссии. Ограничения не коснулись перевозок фармацевтической, медицинской, пищевой и сельскохозяйственной продукции, а также доставки энергоносителей, цветных металлов и удобрений. Тем не менее работу на европейском направлении, по данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), вынужденно прекратили 3,1 тыс. российских автопредприятий. 

В середине апреля Минтранс уже рассматривал возможность ответить зеркально, но в итоге решил не запрещать въезд в Россию фурам ЕС. Решение было принято с учетом мнения крупного российского бизнеса. Предприниматели предупредили, что запрет может нарушить важные поставки оборудования, включая европейские станки, конвейеры, расходные материалы и запчасти.

В июне вновь рассмотреть возможность введения запрета для грузовиков из ЕС предложила АСМАП. Отсутствие конкуренции со стороны российских предпринимателей привело к увеличению тарифов. Например, если в начале года средняя цена на перевозку груза из Германии в центральные регионы России не превышала 3200 евро, то теперь она выросла до 15 тыс. То же самое — в обратном направлении. Доставка товаров в страны ЕС обойдется в 6-10 тыс. евро вместо прежних 2 тыс. В результате возникли проблемы с выплатой зарплат, лизинговых платежей и уплатой налогов. Потери российских международных автоперевозчиков на 1 июня превысили 9 млрд руб.

Те санкции, которые наложили сегодня на Россию, практически поломали всю логистику в нашей стране. И мы вынуждены искать новые логистические коридоры, — признал министр транспорта Виталий Савельев.

Чтобы минимизировать издержки, перевозчики используют схемы косвенного реэкспорта, говорит гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло. Они позволяют везти европейский товар напрямую в Россию без завоза в третью страну. Конструкция выглядит так: европейский поставщик заключает контракт на поставку товара с компанией-посредником из страны, дружественной России. При этом сам груз сразу отправляется в сторону России. По дороге фура с товаром заезжает на таможенный склад, расположенный, как правило, в одной из прибалтийских стран. В этот момент первый контракт заменяется новым — между компанией-посредником и конечным покупателем из России. После этого фура с «перепроданным» грузом и новым пакетом документов пересекает границу ЕС и заезжает в Россию.

Европейский товар может быть «перепродан» и без заезда на склад, отмечает Властопуло: прямо во время движения фуры. Такую разновидность «косвенного реэкспорта» называют «перепродажей в пути», рассказывает логист. Есть и другая вариация — «ложный транзит». В этом случае грузовик с товаром пересекает границу с ЕС с первичным пакетом документов. Но водитель прокладывает свой маршрут в третью страну так, чтобы он пролегал через Россию. 

Схемы «абсолютно легальны», заверяет Властопуло. Но их надежность не всегда предсказуема. Например, перевозчик может отказаться от транспортировки груза или могут возникнуть сложности на границе. Схемы косвенного реэкспорта вызывают недоверие и у некоторых стран-посредников, отмечает учредитель VIG Trans Игорь Ребельский. Из-за боязни вторичных санкций они все чаще требуют, чтобы товар, предназначенный для России, физически пересекал их границу. Чтобы исправить ситуацию, члены ассоциации предложили запретить фурам из ЕС ездить в Россию: доставка должна происходить по схеме перегрузки товаров на границе, как это делается в Белоруссии.

Эксперты уверены, что сейчас крайне важно избегать любого ужесточения мер в отношении ввоза продовольствия. Грубое вмешательство приведет к еще большему удорожанию логистики и сокращению доступности отдельных товаров. Если же не вставлять палки в колеса, бизнес со временем найдет способы вернуть на российский рынок значительную часть импорта.

Читайте на DK.RU: попавший под санкции бизнесмен Алексей Исайкин принял решение полностью разорвать связи с созданной им в 1990 г. грузовой группой «Волга-Днепр». Алексей Исайкин хочет дать бизнесу шанс на выживание.