«Идея цифровизации — упростить функционал до нажатия одной кнопки — финансово привлекательна: сначала работнику облегчается выполнение задач, а потом его сокращают и отдают функции компьютеру».
Писатель, исследователь, руководитель-практик Иван Градар — об обратной стороне тотальной цифровизации и автоматизации.
Иван Владимирович, вы создатель нового направления в менеджменте — природоподобного корпоративного управления. Почему о нем следует знать?
Более ста лет назад Фредерик Тейлор сформулировал принципы научного управления. Разве они утратили свою актуальность?
— Управление сегодня в тупике. Итогом эпохи индустриализации, вследствие комфортных условий жизни, стала лень, или накапливаемая обессиленность личности. Многое теперь за человека делают машины или алгоритмы. Академик РАН Михаил Ковальчук, актуализировавший тему природоподобности, говорит о современном человеке как о человеке служебном, биороботе. Сама складывающаяся модель общества против людей лишает их деятельного начала. Цифровизация ускоряет данный процесс.
Цифровизация облегчает выполнение рабочих задач, разве это плохо?
— Основная идея цифровизации — упростить функционал до нажатия одной кнопки — финансово привлекательна для многих: сначала работнику облегчается выполнение задач, а потом принимается логичное решение сократить его, доверив оставшиеся функции компьютеру. Сотрудника погружают в полный комфорт и потом уже расслабленного отправляют на рынок труда, к следующему работодателю. При этом сами предприятия живут в конкурентной среде, они существуют по природным законам и им нужны природоподобные сотрудники-энтузиасты, которые могут работать с предельным напряжением сил и выдавать на основе этого прорывные идеи.
Получается замкнутый круг: предприятиям нужны работоспособные таланты, а продукт его управления — обессиленные сотрудники. Как быть?
— Верно, нанимаем специалиста, а на выходе он как выжатый лимон. Идем на рынок труда за новым, а там большинство в таком состоянии. Поэтому не надо спешить «выходить замуж» за цифровизацию — необходимо просчитать, что вы получите в итоге. Стоит проанализировать существующий опыт: какие корпорации действуют не как все и имеют довольно высокий процент талантливых кадров? Google, Toyota, «Тинькофф Банк» и т.д. сформировали определенную ментальную или информационную модель и стали магнитом для высокоэффективных кадров. В обществе всего 4% талантов — тех, кто готов брать на себя запредельные нагрузки и генерировать прорывные идеи.
Разница в подходах к управлению отражается на прибыли?
— Да, прибыль российского завода «Toyota» выше прибыли Группы «ГАЗ» в 10 раз и ПАО «КАМАЗ» в 50 раз (на одного работника в год). У первых двух бережливое производство «Toyota» — а это система управления родом из индустриальной эпохи: планы, алгоритмы, методы и способы. Опыт консалтинговых компаний показывает: в среднем порог эффективности — 18%.
Для самой «Toyota» это уже информационная модель управления, через нее по всему миру в умах потребителей и специалистов продвигается мысль о непревзойденном качестве продукции «Toyota» и уникальности ее корпоративного управления. Что это дает? При открытии завода в России конкурс был 200 человек на место, на одно место претендовали 8 талантов.
В чем, кроме прибыли, выражается эффективность такой модели управления?
— Очевидно, в эффективности на каждом этапе. Например, «Mercedes» боковые зеркала для автомобилей собирает из 35 деталей, а «Toyota» из 12. Меньше деталей, меньше времени на сборку, ниже себестоимость и т.д. Тот же «Тинькофф Банк» создал свою информационную модель, увлек коллектив, коллектив адаптировал модель под потребителя, в результате банк имеет эффективность, в 10 раз превышающую эффективность банка ВТБ (соотношение прибыль — активы).
Придумать такую модель — большой успех, а что делать остальным?
— В модели бережливого производства, наряду с грамотной и хорошо зарекомендовавшей себя методологией, есть недостаток. Да и невозможно, чтобы каждая компания изобрела собственную уникальную информационную модель, привлекательную для потребителей и талантливых кадров.
Сейчас корпорациям для выживания необходимо такое же количество талантов-энтузиастов, которое было в Советском Союзе в 1930–1960-е годы. Но время другое, нет столько выходцев из природной среды (поселков и деревень), как это было в те времена, другой уровень природоподобности работников. Выход один — «излечивать» (или «отстирывать») от влияния современной модели общества имеющиеся кадры.
Есть 16% работников, близких к категории талантливых, — их надо «разбудить». Подробно об этом можно узнать в моей книге «Природоподобное корпоративное управление». Важно понять: в наших рефлексах нет нечего лишнего. Яркая особенность русского характера — склонность к спонтанной работе и откладыванию дел на последний момент, это начальная точка механизма возврата к природной эффективности.
Неужели в обычной безответственности есть какой-то механизм?
— Не могли наши предки, тысячелетиями проживавшие в суровых условиях зоны рискованного земледелия, оставить нам в наследство «безответственность». Русский человек не злопамятен, но и не склонен помнить традиции предков, не желает действовать по инструкции или планировать. Не указывают ли эти черты на особый защитный механизм? Зато авральная, интенсивная работа возвращает его в природное состояние. Посмотрите, как наши люди любят свои сады и огороды, как возделывают их, не заботясь об экономической стороне, — такого нигде больше нет.
Есть ряд компаний, которые уже применяют элементы природоподобности в управлении (чаще интуитивно), такие как Wildberries или «Сима-лэнд», — это делает их лидерами отрасли.
Как избежать ошибок при цифровизации или внедрении бережливого производства?
— Не отходить от нашего российского здравого смысла. Помнить, что это всего лишь инструменты для работы, не более. У этих инструментов есть особенности. Один из основных фундаментов бережливого производства — процесс выравнивания, он уменьшает уровень естественной спонтанности личности, падает количество идей. У нас на сайте есть конкретный кейс, когда использование инструмента Lin не отвечало здравому смыслу и принесло убыток корпорации.
Цифровизация на основе природоподобности обеспечит коллектив талантами, а они уже, в свою очередь, приведут корпорацию к технологическому и маркетинговому прорыву.
Реклама. ООО «Свердловск-Трансагентство». Номер токена LjN8KatE1
http://avral-line.ru/