Музыканты продолжают дело Виктора Цоя. Сейчас они совершают тур по городам России, где их встречают полные залы. Почему песни Цоя всегда актуальны и когда уже и про него снимут сериал?
10 мая в МТС Live Hall при полном аншлаге прошел большой концерт группы «Кино». Музыканты играли «живьем», голос Виктора Цоя звучал в записи. Каждая песня сопровождалась видеорядом — мультфильмы, сделанные по рисункам Цоя, записи живых выступлений музыканта, любительские клипы группы. Автор видеороликов — Александр Цой, сын знаменитого исполнителя.
Концертный тур возрожденной группы «Кино» в этом году приурочен сразу к двум юбилеям — 60-летию Виктора Цоя и 40-летию самого коллектива. На сцене играли трое музыкантов «Кино» — гитарист Юрий Каспарян, бас-гитаристы Игорь Тихомиров и Александр Титов (он был в первом составе группы, позже ушел в «Аквариум»).
За несколько часов до выступления они дали небольшую пресс-конференцию, где журналисты успели задать музыкантам несколько животрепещущих вопросов, сформированных повесткой дня. Например, как все было, когда большинство из присутствующих еще ходило под стол пешком, снимут ли когда-нибудь про легендарную группу хороший фильм, будут ли музыканты писать новые песни либо продолжат работать со старым материалом.
Как вам современные фильмы про музыкальные группы? Поступали ли предложения снять про вас фильм?
Александр Цой:
— Смотрите в чем дело, музыкальные группы сами про себя не снимают фильмы. Фильмы снимают киностудии по заказу продюсеров. Теоретически они, конечно, ничего не могут снять про группу «Кино» без нас. Поэтому да, к нам периодически обращаются, но проблема в том, что пока никто не написал достойный сценарий. Мы прочитали уже много. Ждем хороший.
Вам понравился кинофильм Кирилла Серебренникова «Лето» о Викторе Цое?
Александр Цой:
— В аннотации к фильму говорилось, что он рассказывает об эпохе 1980-х, об атмосфере того времени и об этих конкретных людях… Это полная ерунда. Фильм совершенно неправильно был позиционирован с самого начала.
Мне кажется вообще ошибкой было привязывать его к реальным персонажам. Если бы он был сказкой, где бы персонажи и их прототипы только угадывались, тогда другое дело.
Но там же и так много было выдуманного в фактуре, зачем было привязываться к историчности, достоверности… Именно это вызвало у всех раздражение. Потому что фильм не про это, он не похож на восьмидесятые, люди не похожи на себя. Эта привязка играет не на руку фильму, а против него…
Кого вы видите на концертах? Какой возраст? Какие сейчас ваши фанаты?
Игорь Тихомиров:
— То, что мы сейчас видим в зале — это совершенно разнообразная публика. Бабушки с дедушками приводят внуков. В передних рядах, конечно, молодые, студенты. Но когда свет в зале зажигается, то чем дальше, тем больше видно людей взрослых… В районе сидячих мест, конечно же.
Вас просят из зала петь какие-нибудь конкретные песни, какие?
Юрий Каспарян:
— Это технически невозможно. Так все налажено, что поменять местами парочку песен очень сложно. У нас же полностью синхронизированы свет, звук и видео. Любое изменение программы требует тщательной предварительной подготовки.
Были ли у вас когда-либо конфликты с соседями, когда вы репетировали дома [в 1980-е гг.]? Мы видели ваши репетиции в записи… Вы там не на базе, а в чьей-то квартире.
Юрий Каспарян:
— Да, были такие репетиции на самом деле. Это происходило дома у Георгия Гурьянова. Где у нас и была база, если можно так сказать. Там мы записали альбом «Группа крови», кстати. Родители Георгия относились к репетициям благосклонно. Мы их очень редко видели, иногда они звали нас питаться.
Соседи, естественно, жаловались, но благодаря родителям Георгия, точнее, их связям в местном отделении милиции, им не удалось нас заткнуть.
Александр Цой:
— Ну почему же вы не забронировали хорошую точку через приложение на айфоне?
Известны случаи задержания музыкантов в те времена, можете вспомнить что-нибудь?
Юрий Каспарян:
— Я вспомнил единственное столкновение с правоохранительными органами: мы играли в кафе «Метелица» на какой-то творческой встрече московской или питерской рок-тусовки. Уже правил Горбачев, была перестройка и гласность, и вдруг нам отрубают электричество, пытаясь таким образом завершить мероприятие. Просто этот клуб тогда был оплотом КПСС.
Александр Титов:
— Вокруг нас клубились КГБ-шные персонажи и мы их всех знали в лицо. После концерта отбирали кассеты с записями. Приходилось импровизировать, спасая пленки. За нами следили. Мы писали объяснительные. Сейчас они иногда всплывают…
В годы, когда «Кино» выступала активно, никто не знал, как достать ваши пластинки, масштабной дистрибуции не было, но известность была — как это?
Александр Титов:
— В 1985 г. я тиражировал пленки дома. Альбом «Ночь», альбом «Это не любовь». Продавал их по рублю за пленку. Такой был мой навар.
Юрий Каспарян:
— Тогда был сильно распространен самиздат. Были те, кто выпускал без разрешения. Один из режиссеров стащил альбом «Группа крови» и продал его московским распространителям. И в итоге, когда Виктор Цой поехал в Москву сниматься в «Игле», там из каждого ларька играла «Группа крови».
Как вы зарабатывали?
Игорь Тихомиров:
— У каждого была какая-то работа. Я работал в котельной. Работа не пыльная — два часа в день, сутки через шестеро. Всем приходилось трудоустраиваться, чтобы не было статьи за тунеядство.
Зарабатывали кто чем, были квартирники, за которые платили наличными на руки. Когда мы стали ездить в туры, к тому времени все уже работали в концертных организациях, получали тарификацию по 11 руб. за концерт.
Песни Виктора Цоя всегда актуальны, как будто бы он что-то предвидел, какая из них подходит под описание наших дней, по-вашему?
Все музыканты:
— Много можно взять. Чудо в том, что любая. В этом и прикол. «Мы все тяжело больны» — всегда актуально.
Когда вы писали эти песни, что вы слушали, чем вдохновлялись?
Юрий Каспарян:
— Вся поп-музыка — это творческая переработка ранее прослушиваемого. Виктор Цой слушал очень много поп-музыки: The Smith, Joy Division, Duran Duran, The Cure.
У вас вышел сборник обновленных песен, будут ли новые песни? Не реставрированные?
Юрий Каспарян:
— Материала еще много и нам есть над чем поработать. Тем более, технологии развиваются и позволяют сейчас работать с изображениями и звуком.
Читайте также на DK.RU: На Ural Music Night зрителей будет ждать более 100 площадок