Эксперты DK.RU отвечают на два актуальных вопроса: как не попасть под пристальное внимание ФНС и что делать, чтобы не получить огромные штрафы за неправильное ведение воинского учета.
Вопрос финансового благополучия для бизнеса является ключевым. Для достижения этого благополучия должна быть в том числе выстроена грамотная структура предприятия, которая помогает максимально эффективно настроить налоговую нагрузку.
С этого года серьезный удар по финансовому благополучию компании также могут нанести и штрафы. Одно из самых существенных повышений — штраф до 500 тыс руб. за нарушение ведения воинского учета в компании. В материале DK.RU эксперты дают практические советы, как в период турбулентности бизнесу устоять на ногах.
Налоговые схемы
— Каждый предприниматель хотя бы раз задумывался о так называемой «оптимизации» налогов. Чтобы не попасть под пристальное внимание ФНС, нужно знать: самыми распространенными налоговыми нарушениями признаются дробление бизнеса и использование фиктивных сделок. Рассмотрим, какая между ними разница.
Само по себе дробление бизнеса не является незаконным. Незаконным в нем является экономия на налогах, если именно она и являлась целью дробления.
Данная схема заключается в том, что единый бизнес искусственно делится на несколько формально самостоятельных бизнес-единиц (ООО и ИП). Они могут быть как взаимозависимыми, так и не иметь внешних признаков зависимости. Могут быть открыты на подставных учредителей и назначены номинальные руководители. Но их всех объединяет конечный реальный собственник или выгодоприобретатель.
Главная цель дробления как налоговой схемы — это снижение суммы уплачиваемых налогов за счет применения отдельными бизнес-единицами более льготного режима налогообложения.
Например, фирма со временем выросла и уже не может применять УСН, поскольку ее оборот превышает предельно допустимое значение либо число сотрудников превысило предусмотренный лимит. Если разделить ее на несколько небольших фирм, то каждая будет укладываться в лимит и сможет применять упрощенку. При этом не будет платить НДС, а налог с дохода будет пониженным.
На что же обращают внимание инспекторы? Основными признаками схемы являются:
- каждая отдельная бизнес-единица не может вести самостоятельный бизнес без использования ресурсов других единиц (производственные площадки, оборудование, торговые помещения, и т.д.);
- участники схемы связаны через общих учредителей;
- как правило, бизнес-единицы имеют единый центр управления (управляются одним человеком или группой связанных лиц);
- отсутствие экономической выгоды: бизнес-единица ведет деятельность, но не приносит прибыли;
- единый сайт, один банк-клиент, отчетность отправляется с одного устройства, имеют одного представителя, отвечают по одному телефонному номеру;
- отсутствует самостоятельность (общая бухгалтерия, расположены по одному адресу).
Наличие одного или двух признаков не повлечет автоматического обвинения в дроблении. Суд, да и налоговики будут оценивать все в совокупности.
Задача налогоплательщика — доказать, что дробление не является искусственным. Что каждая бизнес-единица осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность и обладает необходимыми для этого ресурсами. При этом необязательно эти ресурсы должны принадлежать на праве собственности. Основные средства могут быть и арендованными, но обязательно по возмездному договору.
Важно, что основной деловой целью дробления бизнеса являлось не сокращение налогов, а иные хозяйственные задачи. Это может быть деление по видам деятельности (торговая и производственная, сфера услуг), территориальное (открытие торговых точек в разных регионах), открытие нового вида деятельности и т.д. Налоговики должны будут учитывать эти обстоятельства.
Например, в споре, где мы участвовали, суд согласился с законностью применения УСН, поскольку условия договора с взаимозависимым ИП не отличались от условий поставки ГСМ от других поставщиков.
Если же налоговики докажут факт искусственности дробления с целью занижения налога, то объединят финансовые показатели всех бизнес-единиц и исчислят с них налоги, как правило, уже по общей системе налогообложения и применительно к той фирме, которая имеет серьезные активы. При этом они должны учесть те налоги, которые в проверяемом периоде уплачены всем бизнесом.
Применение фиктивных сделок в схемах «оптимизации» налогов более проблемно, поскольку, в отличие от дробления бизнеса, такие сделки всегда являются незаконными.
Налоговую базу можно уменьшить, только если сделка была реальной.
Существует два вида фиктивных сделок: мнимые и притворные. Мнимая сделка — когда договор существует только на бумаге, без намерения его выполнять. Мнимую сделку не будут учитывать при расчете налогов.
Притворная сделка — договор, в котором пишут одно, а имеют в виду другое. Например, заключили договор на грузоперевозки, а написали «оказание услуг». К такой сделке будут применяться правила в соответствии с ее реальной сутью.
Налоговики при проверке в одностороннем порядке определяют сделки как мнимые или притворные и исключают из расходов. Им даже не нужно для этого обращаться в суд.
Разница в последствиях между мнимой и притворной сделкой в том, что по мнимой сделке исключаются все расходы. Ведь она не существовала, это так называемая «бумажная сделка», а по притворной сделке инспекция может признать те расходы, которые были реально. Для этого нужно установить сделку, которая в действительности была исполнена сторонами.
К примеру, покупателю нужен НДС в цене товара, а продавец находится на упрощенке и работает без НДС. Заключается договор поставки с «посредником», который и выставит счет-фактуру с налогом. Так называемый «бумажный НДС».
При установлении такой сделки налоговики постараются отказать в принятии и расходов, и налогового вычета. Но если в ходе проверки будет установлен реальный поставщик и доказана реальность поставки, то налоговая будет обязана применить «налоговую реконструкцию», т.е. принять те расходы, которые покупатель понес бы при заключении сделки с реальным поставщиком.
Используя эти требования, нам удалось в суде значительно сократить доначисления.
Все рассмотренные схемы признаются налоговиками умышленными, а значит, штраф будет в повышенном размере — 40% от суммы доначисления вместо 20%. Если же налоговые доначисления будут крупными (более 15 млн руб.) или особо крупными (45 млн руб.), собственников бизнеса привлекут к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
Ведение воинского учета
— С 1 октября в России вступили в силу изменения по воинскому учету. Поменялись сроки сдачи воинской отчетности, изменились формы некоторых документов и, самое главное, изменился размер штрафов: они выросли до 500 тыс. руб. Для руководителей — до 80 тыс.руб.
Помимо того, что изменили размер существующих штрафов, появился новый: теперь, если работодатель в момент мобилизации не обеспечит явку сотрудника, штраф составит от 60 тыс. руб. до 500 тыс. руб. в зависимости от размера предприятия. Такого пункта в законе о ведении воинского учета раньше не было.
Эффект мобилизации
Смысл всей этой затеи — перекладывание ответственности. Фактически работодателям хотят вменить обязанность обеспечивать быструю явку военнообязанных в военкоматы.
Если мы вспомним мобилизацию, то основной упор был сделан на военнообязанных, работодатели же оставались в стороне и были готовы всячески прикрывать своих сотрудников, чтобы не растерять персонал. Теперь же бизнес простимулируют помогать военкоматам штрафами.
При этом никуда не делись штрафы и для самих сотрудников, которые не являются в военкомат. Эти штрафы тоже ужесточили — до 30 тыс. руб.
Государство делает все, чтобы под страхом потерять деньги люди начали посещать военкоматы. Правительство обозначило достаточно четкий вектор, и рано или поздно мы туда придем. И лучше сделать это добровольно.
Строго говоря, воинский учет в нашей стране компании вели всегда, но этому вопросу никогда не уделялось серьезное внимание, это больше была прерогатива крупного бизнеса. У нас все военкоматы работают по старинке, на бумаге, и работодатели предпочитали не тратить время на бумажные проволочки. Контроля за исполнением ведения воинского учета тоже как такового не было.
Мобилизация показала, что наши военкоматы не в состоянии в сжатые сроки аккумулировать массу людей для пополнения резервов. Без внимания это не осталось, на местах были сделаны выводы и поставлена глобальная задача: оцифровать военкомат.
Все как ладони
С 2024 г. все военкоматы будут в ЭДО, у них появится единый реестр воинского учета, для них создадут отдельную цифровую платформу, на которой будет собрана вся информация о призывниках и резервистах.
В целом государство сейчас работает над быстрым обменом базы данных между госучреждениями. Здесь будет задействованы и ФНС, и учреждения здравоохранения, и МВД. Военкомат будет видеть прописку, регион трудоустройства, в каких медучреждениях человек обслуживается, и на основании этих данных будет принимать решение, куда направить повестку.
Как показала последняя практика, у многих людей даже пометок в военном билете нет, то есть они, например, переезжали в другой регион, а на учет там не встали. Из-за этого их во время мобилизации просто не смогли найти.
Теперь работодатели будут очень внимательно следить за тем, чтобы все сотрудники были на учете в нужных военкоматах и все данные о семейном положении, прописке и так далее были обновлены.
В целом есть ощущение, что новая система воинского учета будет как раз базироваться на тех данных, которые передадут работодатели, а не на архивах. А когда пройдет интеграция с налоговой и начнется межведомственный обмен данными, юрлица будут как на ладони даже для военкоматов. В этом случае военкоматам будет проще сопоставлять, кто из работодателей не встал на воинский учет.
Кто должен вести воинский учет?
Освобождены от ведения воинского учета только ИП, но в Москве индивидуальные предприниматели уже подают данные о своих сотрудниках, правда, пока что на добровольной основе. Все остальные организации обязаны вести воинский учет.
Ниже представлена таблица, которая поможет разобраться в документах, которые необходимы для постановки на воинский учет в военкомат:
При этом не имеет значения, есть в компании мужчины, есть ли там военнообязанные. Даже если это фирма, у которой один сотрудник — директор, и это невоеннообязанная женщина, компания все равно должна встать на воинский учет.
Более того, даже компании, которые не ведут деятельность, так называемые нулевые компании, тоже должны встать на воинский учет. Военкомату без разницы, ведет компания деятельность или нет. Военкомат интересуют только имущественные и человеческие ресурсы, которые может предоставить бизнес в случае военного времени.
Сейчас пока что идет добровольный сбор данных. А потом начнутся запросы, на которые работодатели не имеют права не отвечать.
Хороший вопрос, который должен задать себе руководитель компании: кто будет ответственным за ведение воинского учета? По идее, нужно выделить отдельного человека, но не всегда есть человеческий и финансовый ресурс, так что ответственным назначается кадровик или бухгалтер. Часто люди отказываются от этих обязанностей, потому что именно на ответственное лицо выписываются штрафы. Если люди все-таки берут на себя эту ответственность, то необходимо все добавить в должностную инструкцию.
На мой взгляд, несмотря на то, что все компании должны были встать на воинский учет до 1 октября, все-таки до конца года штрафовать их не будут. Сейчас цель не оштрафовать, а собрать базу данных. А вот со следующего года, когда пройдет цифровизация военкоматов, когда у них будет статистика, могут начать приходить письма счастья.
Есть два варианта, как компания может встать на воинский учет. Во-первых, можно принести документы в военкомат. Во-вторых, прислать их по почте. Но помните, что у каждого военкомата могут быть свои требования к заполнению документов, так что вам наверняка придется прийти лично.
Реклама. ООО Аудиторская фирма «ВнешЭкономАудит», ООО ФК «Уралфинанс»