Эффективны на короткой дистанции, предпочитают свободу деньгам, плохо сходятся с бэби-бумерами. Кто такие зумеры, чем они могут быть полезны бизнесу и как их привлечь в компанию — на DK.RU.
Согласно результатам исследования компании «Яков и Партнеры» (бывшая консалтинговая фирма McKinsey), к 2030 г. дефицит рабочих кадров в России составит от 2 до 4 млн человек. В стране будет не хватать от 1,1 до 2,2 млн специалистов средней квалификации и от 0,7 до 1,4 млн — высшей квалификации. «Очередей из дешевых кадров в ответ на любое объявление о работе уже не будет», — отмечают его авторы.
Впрочем, уже сегодня об отсутствии рабочих рук говорят представители большинства секторов экономики: от образовательных учреждений до заводов. При этом все более весомую роль на рынке труда начинает играть поколение Z.
Карьерный эксперт hh.ru Наталья Везломцева рассказала, что отличает его от бэби-бумеров, иксов и игреков, и чем работодатели могут привлечь зумеров.
— В настоящий момент тренды рынка труда формируют четыре поколения: бэби-бумеры, поколение Х, поколение Y (миллениалы) и поколение Z (зумеры). Каждое из них обладает своими особенностями.
Поколение бэби-бумеров (1944–1967)
Это поколение, родившееся после Великой Отечественной войны. На него влияли идеалы СССР. Оно обладает неиссякаемым оптимизмом, крепким здоровьем, трудоспособностью. Оно верило в светлое будущее и было готово работать ради него по 60 часов в неделю, порой без отгулов и отпусков.
Для бэби-бумеров характерен упорный труд. При этом им важно признание их результатов со стороны коллектива и руководства (грамоты, поощрения).
Поколение Х (1967–1984)
Это поколение называют поколением MTV. Период его становления совпал с Перестройкой, распадом СССР, 90-ми и в то же время с началом технологических трансформации, в частности с распространением компьютеров. Представители поколения Х изначально были не склонны верить в некое общее светлое будущее. Они работали на себя, делали карьеру, зачастую годами оставаясь на одном месте. Типичная карьерная история представителя поколения Х — вырасти в рамках компании от менеджера по продажам до коммерческого директора.
Поколение Y или миллениалы (1984–2000)
Самое сложно воспринимаемое поколение. Оно застало все возможные перемены в мире и на рынке труда. Например, за период их обучения в школе произошел переход от кнопочных телефонов до продвинутых айфонов. Это наложило на них свой отпечаток.
Они часто откладывают взрослую жизнь «чуть на потом», продлевая молодость. Не склонны рано заводить семью: делают это после 30 лет, выстроив карьеру, в полной мере ощутив почву под ногами. Они любят путешествовать и ценят свободу. В частности это проявляется при выборе формата и графика работы. Они адаптивны и психологически устойчивы.
Поколение Z или зумеры (2000–2015)
Это поколение технологического бума, киберспорта, виртуальной реальности, дополненной реальности. Они выросли в цифровом мире, что делает их более приспособленными к использованию технологий в повседневной жизни и работе. Зумеры — эксперты в использовании технологий. Они легко адаптируются, когда их просят изучить какие-то программы, склонны к применению инноваций.
Зумеры ценят гибкость и возможность работать удаленно, со свободным графиком, неполный день.
Если им предложат работать в офисе с 10.00 до 18.00 и получать высокую зарплату, они пожертвуют деньгами и выберут работу с частичной занятостью. То есть предпочтут свободу в действиях, в передвижении, в самореализации. Им нравится самозанятость, в перспективе они будут формировать малый и средний бизнес.
Это поколение работает на результат, часто на проектной основе, выбирая то, что им интересно. Многие зумеры заняты в социальных медиа (ВКонтакте, запрещенные соцсети, YouTube — там, где есть коммуникации).
Зумеры очень толерантны, потому что их формирование происходило в атмосфере изменений, на них повлияла европейская культура и ее ценности. Зумеры привержены принципам устойчивого развития и социальной справедливости. Их привлекают компании, в которых уважают окружающую среду, поддерживают равенство и инклюзивность. Это может означать, что работодателям придется пересматривать свои корпоративные ценности и стратегии в пользу более устойчивых и социально ответственных решений.
Зумеры склонны отказываться от высшего образования, поскольку оно требует большого количества времени, дает фундаментальные знания, но отстает от реальности.
Они видят смысл в обучении, включающем не только теорию, но и дающем практические навыки и опыт — то, что будет актуальным и полезным для карьеры. Они готовы инвестировать в образование и развитие на протяжении всей жизни. Им важно, чтобы работодатель давал возможность развиваться внутри компании, в том числе учиться.
Сложности поколения Z:
1. Зумерам сложно выстраивать коммуникацию с представителями других поколений. Например, с бэби-бумерами и иксами, поскольку приходится адаптироваться к их системности и темпу (более медленному).
2. Поспешность в принятии решений.
Зумеры улавливают тренды, при этом не склонны к планированию. Они стремятся делать все быстрее. Зумеры в целом эффективны на короткой дистанции, когда надо показать быстрый результат.
Тренды, которые поколение Z диктует работодателям:
- Гибкий график работы
Возможность приходить, когда удобно, а также работать на результат.
- Баланс между работой и личной жизнью
- Экологичность (вспомните Гретту Тунберг)
Зумеры обращают внимание на все, что связано с экологией. Им нравятся компании, внедряющие то, что идет на пользу окружающей среде (сбор батареек, сортировка мусора и пр.).
- Обучение и развитие
Для зумеров возможность обучаться, развиваться — одно из конкурентных преимуществ компании.
- Вовлеченность в корпоративную культуру
Зумеры стремятся быть в контакте с людьми, выстраивать горизонтальные, а не вертикальные связи. При этом они со всеми общаются на равных. Поэтому во многих компаниях внедряют общие собрания, на которых любой сотрудник может задать вопрос высшему руководству.
- Честность и прозрачность
Зумерам важно понимать, ради чего они выполняют ту или иную задачу, к чему она приведет.
- Разнообразие
Зумеры могут параллельно осваивать несколько направлений деятельности, быть экспертами в нескольких областях.
- Социальное равенство
- Уважение и признание
В том числе для них важна фиксация промежуточных результатов.
В целом поколение зумеров подтолкнет работодателей к более гибкому выстраиванию всех процессов.
Часто возникает вопрос: кого лучше нанимать на работу? Что ж, у каждого поколения есть свои преимущества и недостатки. С точки зрения работодателя эффективнее всего работало поколение бэби-бумеров — они много трудились, думали о глобальном светлом будущем, были меньше сосредоточены на себе. Их приоритетом были общие, коллективные интересы. У поколений Z и Y схожие ценности, например, для них важна гибкость. Представители поколения Y сейчас обладают большим опытом, что важно для компаний. При этом поколение Z быстрее адаптируется и быстрее все схватывает.
Текст подготовлен на основе выступления Натальи Везломцевой на ReForum.
Читайте также на DK.RU:
Как сохранить до половины коллектива — Борис Кухлев