Как в России формируется доступная среда и сильно ли мы отстаем от других в этом вопросе? Эксперт — про перестройку инфраструктуры и заинтересованность в этом всех слоев населения.
Генеральный директор и соучредитель компании «Доступная страна» Надежда Чередниченко рассказала о том, что сегодня делается в России для создания доступной среды для инвалидов. Ситуация улучшается с каждым годом, пояснила эксперт, но пока на вопрос «Зачем мне это?» не у всех компаний есть точный ответ.
Надежда, как в стране обстоят дела с доступной средой? Что сделано, что предстоит сделать в ближайшие годы?
— Все, что касается доступной среды, в нашей стране реализуется согласно государственной программе, которая так и называется: «Доступная среда». Сейчас запущен ее второй этап, первый реализовался с 2011 по 2021 годы. В программе прописаны все ее ключевые цели, на текущем этапе главная задача в направлении создания условий безбарьерной среды — это достичь определенной доли доступных людям с инвалидностью объектов общественной инфраструктуры из числа приоритетных.
Важно понимать, что доступной услуга становится не тогда, когда человек может физически попасть в конкретное здание или офис, а когда он может получить ее в комфортном для себя формате. То есть человек с инвалидностью должен не просто заехать на кресле-коляске в здание МФЦ — его там должны принять, комфортно и безопасно разместить, с ним должны пообщаться специалисты, проконсультировать, оформить все необходимые документы. Сделать все, что нужно — это и есть доступность.
Для каждого региона страны в целях программы прописан процент доступных приоритетных объектов, и он не един. Например, в каком-то из более развитых регионов, где активно ведется строительство, наблюдается сильный рост экономики, цель может составлять 98% доступности к 2030 году. У другого региона это будет только 60%. Минимальное требование — 48%. В число приоритетных вошли объекты, доступ к которым должен был появиться в первую очередь. Это не только школы и поликлиники, это также вокзалы, аэропорты, центры социального обслуживания и другие объекты.
Оснащение зданий пандусами, входами с уровня земли, кнопками вызова персонала и всем прочим — только часть программы. Также программа предусматривает, что люди с инвалидностью должны получать технические средства реабилитации, которыми они должны быть удовлетворены.
То есть можно выделить три ключевых показателя: доступность услуг, оснащенность людей средствами реабилитации и удовлетворенность людей с инвалидностью полученными средствами.
Фото: вход в здание жилого комплекса с уровня земли, предоставлено компанией «Доступная страна»
Реализуется программа из нескольких источников. Это и федеральное финансирование, и средства из местных бюджетов регионов — тут финансирование очень неоднородное, оно зависит от финансовой политики конкретного региона. Помимо этого у некоторых государственных учреждений есть собственные бюджеты, часть которых они также могут направлять на оснащение.
Конечно, многое на сегодня уже сделано в Москве, — это очень комфортный город для всех, в том числе и для людей с инвалидностью. Знаю, что огромные результаты в Башкортостане — во время недавнего визита туда была поражена, как много сделано: всюду пандусы, кнопки вызова и так далее. Видно, что этот вопрос в приоритете у местных властей.
В целом, все регионы стараются изыскивать средства, по мере своих возможностей. Движение есть везде, оно планомерное, с четко прописанными целями: к 2030 году нужно достичь конкретных показателей.
Конечно, оборудовать все учреждения всем необходимым для маломобильного населения не получится, просто в силу особенностей старой застройки, например. Но то, что все новые здания в городах строятся с учетом потребностей этой группы людей — факт.
Получается, что в федеральной программе речь идет в первую очередь о доступности для инвалидов государственных учреждений. Что происходит с коммерческим сектором? Стремятся ли владельцы кафе и магазинов соответствовать требованиям?
— С коммерческими организациями дело обстоит сложнее. Далеко не все хотят устанавливать пандусы, продумывать въезды, оборудовать входные группы кнопками вызова персонала. Бизнесу важна рентабельность. По подсчетам получается, что установка пандуса, который стоит, условно, 300 тысяч рублей, никогда не отобьется теми тремя – четырьмя покупателями в инвалидной коляске, которые заедут. Но есть и другой нюанс. Например, в магазин с пандусом зайдет много мам с колясками. И это весомый плюс к выручке.
Оснащать площади всем необходимым для людей с инвалидностью у нас мотивируют при помощи штрафов. И тут снова простая математика. Штрафы небольшие, например, 15 тысяч рублей. Пандус, напомню, стоит несколько сотен тысяч рублей. Бизнесу проще заплатить штраф, чем устанавливать нужное оборудование.
Да, есть еще вопрос социальной ответственности, но это вновь часто вопрос математики и выживаемости компании, а также отношения к этому вопросу владельца бизнеса.
Конечно, крупные федеральные игроки ведут себя иначе. Для них это вопрос имени и важный элемент социальной ответственности. Крупнейшие банки, сети ритейлеров и прочие делают все для того, чтобы их отделения были оснащены всем необходимым для людей с инвалидностью. Они выделяют на это бюджет, используя доступную среду, в том числе, как элемент имиджа и маркетинга.
Что касается небольших игроков рынка — то их нужно информировать о том, что создание доступной среды может стоить меньше, чем они считают. Например, если нет пока возможности возводить пандус, то можно хотя бы установить кнопку вызова персонала. Она стоит около 7 тысяч рублей, а охранник все равно есть в каждом банке и магазине. Это небольшой шаг, но все же он в направлении создания доступности.
Вообще социальная ответственность — это такая история, которая находится внутри человека. Конечно, ее можно использовать как инструмент для пиара, но многие компании идеально оборудуют свои офисы для всех маломобильных групп, не делая это темой для новостей.
Фото: предупреждающие индикаторы на подходе к турникетам вокзала, предоставлено компанией «Доступная страна»
Отношение самих людей с инвалидностью к этому вопросу тоже неоднозначное. Например, в одном из банков обеспеченному клиенту, инвалиду-колясочнику, предложили, чтобы в отделение его в прямом смысле заносили на руках. Он отказался и посчитал это оскорбительным для себя. Люди хотят мобильности и самостоятельности, а не жалости к себе и не в прямом смысле слова ношения на руках.
Как Россия по уровню оснащенности городов доступной средой выглядит на фоне других стран мира?
— Мы привыкли сравнивать себя с Европой, но в данном случае это сделать очень сложно, потому что и Европа большая и неоднородная, и наша страна. В Москве и ряде регионов сделано очень много, в некоторых городах — еще делать и делать. В некоторых странах Европы все здорово, например, в городах Швейцарии все продумано на уровне их проектирования. Но есть и такие страны, в которых вопрос пока решен на очень слабом уровне.
Дело ведь не в том, что мы ничего не делаем в этом направлении. Мы просто начали позже. В 2012 году в России была ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов. После этого начали появляться нормативные акты, в которых прописано, как создавать доступную среду, как проектировать новые и достраивать старые здания, чтобы они были доступны всем. Поэтому сейчас мы идем вперед, это заметно. Многое тут зависит от объемов нового строительства. Ведь именно новые объекты изначально проектируются по принципам доступной среды и универсального дизайна.
То, что мы отстаем от некоторых стран — не плохо и не хорошо, это просто факт, который во многом зависит только от времени.
Еще сильно влияет то, насколько хорошо в стране проработан стандарт и насколько вопрос популяризирован. Например, в Германии создан просто потрясающий стандарт — наглядный. Он продается, есть в открытом доступе, и там на 400 страницах показано, как можно проектировать и адаптировать здания разного назначения, года и вида постройки под запросы людей с инвалидностью. Владельцу небольшого магазинчика не придется ломать голову над тем, как пристроить пандус, есть готовое решение, с визуально понятной схемой реализации. Это сильно облегчает решение вопроса. Или человек решил создать кафе и вынужден платить за то, чтобы проектировщик продумал комфортный вход для людей на коляске. При наличии такого справочника эти траты не нужны, ответ уже продуман. Это особенно удобно для малого и среднего бизнеса, это про тот универсальный дизайн, который выгоден всем, в том числе и экономически.
Создание доступной среды — это все же вопрос, актуальный только для инвалидов и их родственников или он должен тревожить всех граждан, так как это важно для каждого?
— В реализации доступной среды выделяется два принципа. Один из них — универсальный дизайн, при котором пространство изначально проектируется комфортным для всех. Отличный пример универсального дизайна — раздвижные двери. Они удобны всем: и людям с инвалидностью, и мамам с колясками, и пенсионерам, и 30-летним здоровым горожанам. Это пример того, как здания должны отвечать запросам каждого. Конечно, сделать так всюду невозможно, особенно если здание было спроектировано несколько десятилетий назад. Но всегда можно найти логичные способы улучшить положение вещей. Например, какой-то важный кабинет в здании находится на третьем этаже. Что делать? Пристраивать лифт? Зачем, если можно просто перенести кабинет с третьего этажа на первый? Это второй принцип доступной среды — разумное приспособление. Он предусматривает рациональный подход к адаптации зданий с внесением необходимых коррективов в ранее реализованный дизайн.
Пандусы можно пристроить не везде, как и не в каждом помещении есть возможность расширить дверные проемы. Например, полностью переделать дом-музей художника или писателя в старинном здании объективно невозможно. Но можно сделать качественную видеоэкскурсию по нему — и вот заведение уже условно доступно всем.
Сейчас проектируют и строят здания так, чтобы было удобно каждому, это требования нормативов. Но и старые кварталы можно сделать куда комфортнее и доступнее, для этого есть способы. Важно понимать, что то, что удобно для колясочника, удобно и для мамы с коляской, и для велосипедиста, и для пожилого человека. В конце концов, все мы однажды станем пожилыми, и об этом нужно помнить, покупая квартиру, например, в 30 лет. Очень вероятно, что вы проживете в ней до своего 70-летия. Будут ли двор, дом и подъезд удобны для вас десятки лет спустя?
Так что комфортный и доступный для людей с инвалидностью город — это город, комфортный для всех его жителей. Да, сегодня от застройщиков требуют, чтобы они соблюдали нормативы по созданию комфортной среды, но, как и в других сферах, в девелопменте к этому требованию относятся с разной степенью ответственности, кто-то сделает действительно качественно, кто-то только для вида. Но спрос на наши услуги есть, и это заметно. Программа финансируется, вопрос контролируется на уровне правительства, значит доступность среды год за годом будет только расти.
Ранее на DK.RU: Большая уральская тропа строит инклюзивную лыжню