Восемь лет назад Рафаэль Хабиров вложил деньги в производство мобитраков. Сейчас продукцию компании МОБИТРАК покупают предприниматели из 25 стран.
В 2016 г. Рафаэль Хабиров вместе с братом Ренатом основал компанию по производству мобитраков. Сегодня компания изготавливает передвижные кухни, дома, бани, рестораны, магазины, медпункты, салоны красоты на производственной площадке полного цикла в Подмосковье (площадь — 6,5 тыс. кв. м). Ее продукцию приобретают представители малого и среднего бизнеса в России и за рубежом. За семь лет компания выпустила 2500 мобитраков.
В феврале 2024 г. в рамках форума АСИ «Сильные идеи для нового времени» Рафаэль Хабиров представил продукцию МОБИТРАК президенту Владимиру Путину. Он даже предложил реализовать проект мобильного офиса/штаба главы государства, пообещав, что «это будет Aurus среди мобильных офисов».
справка DK.RU
Основатель компании MOBITRUCK убежден: открытие своего дела в формате мобитрака снижает предпринимательские риски. Например, в стационарном кафе деньги, потраченные на ремонт арендованного помещения, могут быть потеряны безвозвратно, если клиент «не пойдет». Мобильный бизнес не привязан к конкретному адресу, при необходимости можно сменить и локацию, и концепцию.
Рафаэль Хабиров рассказал DK.RU, где сегодня востребованы мобитраки.
В последние годы мобитраки все чаще становятся частью городского пейзажа, по крайней мере, на различных мероприятиях. Что послужило толчком к развитию этого формата бизнеса?
Кроме того, по разным причинам стационарные магазины и точки общепита можно установить не везде. Да и запускать и поддерживать их работу малому бизнесу сложнее, чем мобильные торговые объекты.
Какова, по вашей оценке, емкость рынка мобитраков в России?
— В 2016 г., когда мы запускали этот бизнес, глава Минпромторга, ныне вице-премьер правительства России Денис Мантуров оценил потребность в мобильных торговых объектах в 50 тыс. Спустя восемь лет могу сказать, что она не удовлетворена даже частично. Мы считаем, что спрос на мобитраки будет расти. Кстати, мы видим, что предприниматели, имеющие стационарные торговые объекты, с большим интересом расширяют бизнес за счет точек на колесах. Скажу больше: некоторые ищут регионы с наиболее лояльными условиями размещения мобитраков и частично перевозят туда свой бизнес.
Что вы подразумеваете под «наиболее лояльными условиями размещения мобитраков»?
— Распространение мобитраков в стране во многом коррелирует с позицией местных властей: с их готовностью способствовать развитию такого бизнеса в части его регулирования. Таких регионов становится все больше: в лидерах — Республика Башкортостан, Ленинградская область, но чемпион — Московский регион.
Например, в Подмосковье муниципалитеты выделяют места под мобильные торговые объекты, на портале Госуслуг есть раздел с интерактивной картой, на которой указаны возможные точки их размещения. Кликнув на точку, можно в онлайн-режиме арендовать земельный участок без торгов. Упрощен и облегчен процесс оформления документов на аренду земли: вместо двух месяцев он составляет неделю. Также автоматически отправляются уведомления в Роспотребнадзор и заявление на подключение к электроэнергии.
Более того, когда власти увидели интерес к развитию этого бизнеса со стороны предпринимателей, была выделена кредитная линия от Фонда микрофинансирования. Субсидированный кредит на сумму до 5 млн руб. на срок три года выдается по ставке от 10%, даже на вновь созданные компании. Это позволяет открывать бизнес практически без собственных средств. Кроме того, было организовано субсидирование половины понесенных затрат на открытие мобильного торгового объекта (кэшбэк 50%) при совокупных затратах на сумму не более 10 млн руб.
Опыт Подмосковья был учтен в Ленинградской области и Башкортостане, сейчас там прорабатываются решения, которые будут способствовать развитию этого направления и малого и среднего предпринимательства в целом. Мы надеемся, что и власти других регионов к нему присмотрятся.
Если говорить о мобитраках как точках общепита, встает вопрос соответствия требованиям санитарной и пожарной безопасности. Как они обеспечиваются?
— Каждый производимый мобитрак организован и оборудован таким образом, чтобы бизнес всем этим требованиям соответствовал, все сертифицировано и производится согласно требованиям HACCP (ISO 22000). С точки зрения санитарной безопасности продажа уличной еды в условиях мобитрака несопоставима с переносными мангалами и продуктами, которые «ждут» процесса приготовления в пластиковых ведрах прямо на улице. Когда кухня и зона выдачи — это палатки без систем водоснабжения и водоотвода, холодильного и прочего профессионального оборудования.
Скажу больше: наша продукция востребована в туристических регионах: в Краснодарском крае, Крыму, на Алтае и на Урале. И сегодня при сборке трейлеров наши инженеры учитывают не только требования безопасности, но и климатические условия, в которых будет эксплуатироваться мобитрак.
Где-то значительную часть года стоит жара, где-то холод, в одних регионах повышенная влажность, в других — частые сильные ветра. Такая «персонализация» позволяет устанавливать не только сезонные торговые объекты, но и круглогодичные.
Из каких регионов больше всего запросов на мобитраки? Какие локации считаете перспективными для продвижения?
— Мы получаем запросы фактически отовсюду: начиная с Дальнего Востока и до Калининграда. Естественно, Алтай, Урал, Сибирь — районы, где формируются туристические кластеры. Причем мобильные точки выгодны всем — и бизнесу, и властям, и жителям конкретных районов, поскольку фургоны можно ставить на горных маршрутах, возле точек торговли народными промыслами, на ярмарках и фестивалях. Замечу, что предприниматели используют их не только как точки общепита и магазины, но и как офисы, и даже как бани на колесах. Свежий пример: в Ставрополье правительство купило тройной мобитрак площадью 60 кв. м и открыло в нем уникальный ресторан на колесах.
Кстати, мы единственные в РФ производим весь спектр гостиничного комплекса. Был разработан и протестирован дом на колесах уровня отеля 4 звезды. В итоге мы создали целый отель на колесах — эдакий «MOBITRUCK City», который интегрирован с другими нашими решениями (мобильные бани, офисы, фудтраки, фитнесы, мобильные рестораны с посадочными местами и модулями энергообеспечения ). Это первый мобильный отельный комплекс, способный «следовать» за сезоном, у которого не будет «простоев».
Кажется, география ваших поставок не исчерпывается Россией?
— Наши мобитраки работают в 25 странах, в основном в Европе. Но основной фокус мы все-таки делаем на Россию. Мы видим хорошие перспективы для бизнеса, они связаны с развитием туризма внутри страны, в том числе автотуризма и соответствующего придорожного сервиса.
Фото в тексте: МОБИТРАК. Автор: Константин Семенец.
Читайте также на DK.RU:
«Его цель — изнасиловать компанию. Его изобретательность близка к изуверству»
«Мы решили, что сможем занять свое место на рынке производителей труб»