Крупные фабрики текстильных изделий почти не заметят введения обязательных Дата Матрикс кодов. Но большая часть игроков отрасли — малые предприятия. Эксперт — о последствиях новшества.
С 1 апреля 2024 г. расширился перечень товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке: производителям придется наносить Дата Матрикс коды почти на всю одежду. Основной удар придется по малым предприятиям, поскольку отрасль на 80% состоит из них.
За производство и продажу одежды без маркировки предусмотрены штрафы: от 5 тыс. до 10 тыс. для должностных лиц, от 50 тыс. до 100 тыс. руб. — для организаций. Товар при этом будет конфискован, рассказали в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) — операторе государственной системы маркировки «Честный знак». Именно он отвечает за соблюдение нового закона.
На первый взгляд, расходы на маркировку не слишком высоки — 60 коп. за код для каждой единицы продукции. Оборудование для нанесения маркировки стоит от 21 тыс. руб. Но если учитывать расходы на зарплату, аренду и т.п., то для малых предприятий и эти затраты ощутимы.
Введение маркировки для одежды началось еще в 2021 г., тогда обязательное нанесение кодов касалось восьми видов текстильной продукции. Сейчас их стало 120. По сути, российские производители должны наносить Дата Матрикс код почти на все изделия — от галстуков до верхней одежды. По задумке законодателя, это должно сократить наличие контрафактных товаров на рынке.
Чаще всего недобросовестные производители искажают информацию о составе, предупреждает эксперт:
Для кого-то не играет роли, из чего сделана одежда — из хлопка, вискозы или других химических волокон. Другим это важно. В любом случае состав напрямую влияет на стоимость. Изделия из льна или шелка стоят гораздо дороже вещей из полиэстера или капрона. Еще одна распространенная уловка — подделка товарного знака. Если бренд востребован, хорошо продается, то он будет в зоне риска даже при высокой стоимости.
Елена Рагозинникова считает, что прежде всего обязательная маркировка ударит по небольшим торговым точкам и шоурумам.
«Прежде чем поставить маркировку, нужно сначала сертифицировать товар, а это недешево. Думаю, часть производителей может «уйти в тень». Другой вариант — объединиться с конкурентами. Все зависит от того, какая у магазинов цель. Если они хотят развиваться, начнут работать по новым правилам. Проверять их будут Роспотребнадзор и добросовестные покупатели. В случае нарушения предусмотрены штрафы. Но станут ли люди сообщать о находке подделок, вопрос открытый. Все это, на мой взгляд, приведет к колебанию цен, но серьезного повышения не будет», — заключает эксперт.
Читайте также на DK.RU: