«Нормальное развитие рыночной экономики будет формировать и предпринимательские династии, миру известны такие примеры. К этому нужно стремиться и нам в России» — Анна Дубровина, Арсений Артюх.
В рамках спецпроекта «Ген уральского предпринимательства» DK.RU обратился не только к истории, но и к ныне существующим бизнесменам, которым в короткий срок с начала 90-х годов удалось создать небольшие династии. Мы пригласили их в проект и попросили порассуждать о том, как они добились преемственности в бизнесе.
Первыми о своем семейном деле рассказывают Анна Дубровина, управляющая Группой компаний ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ (тетя) и Арсений Артюх, директор по развитию Группы компаний ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ (племянник).
Как вы считаете, есть ли особые черты у уральских династий?
В целом Урал всегда был передовым с точки зрения бизнеса, а Екатеринбург вообще сложно удивить чем-то «столичным». Все же можно выделить как уральскую черту трудолюбие и порой самоотверженное погружение в работу, в дело.
Наши семьи, которые занимаются бизнесом в Екатеринбурге, к слову, исторически не с уральской земли, мы здесь только с конца 1980-х, с момента поступления в юридический вуз. Предков-предпринимателей у нас здесь никогда не было.
Сложно ли работать в семейном бизнесе? Кто главный?
Арсений Артюх: Универсального ответа здесь нет. Семейный бизнес хорош тем, что между собственниками бизнеса — членами семьи больше доверия и больше возможностей для неформального общения и обсуждения рабочих вопросов «без купюр». Нет проблем и в том, кто главный. Все фактически соответствует юридическому статусу: собственник бизнеса и есть «главный».
Как передать ценности семьи, ведения бизнеса подрастающему поколению? Какие ценности главные в вашей семье?
Анна Дубровина: Любовь, забота и внимание к тому, чем ты занимаешься. Отличный рецепт — привлекать с юношества, студенчества на подработку в семейный бизнес. В нашем случае это позиции курьера, помощника юриста.
Арсений Артюх: Я работал в фирме ЛЕВЪ с 10 класса, летом на каникулах в качестве курьера, ходил на почту, на велосипеде развозил документы по клиентам, это был 2010 год.
Нужно ли формировать династии? Какой в этом смысл?
Анна Дубровина: На самом деле семейного бизнеса очень много, в микро- и малом бизнесе скорее норма, когда бизнесом занимаются члены семьи. Династический бизнес — это следующая стадия, это круче, чем просто семейный бизнес, так как речь идет уже о больше чем одном поколении, занимающемся бизнесом.
Хочется ответить на лозунг одного из кандидатов в президенты, который сжав кулак грозил тем, что хватит уже играть в капитализм. Нет, Россия совсем недавно начала цивилизованную рыночную экономику, «капитализм», если хотите. Давайте, пожалуйста, без потрясений и экспериментов. Предприниматели еще не наигрались в капитализм, все только начинается.
Анна Дубровина: Я не делю бизнес на «женский» и «мужской». А вот на семейный, династический и организационно-обезличенный можно разделить. Династический всегда будет напоминать семью, взаимоотношения внутри корпорации будут более личными, чем в обычном коллективе. Это важно для сплоченности людей, занимающихся общим делом. Что касается моих детей — выбор профессии, места их профессиональной и творческой реализации оставляю за ними, не настаиваю на продолжении династии. Все должно быть гармонично, и в семье, и в бизнесе.