Судя по опросу 1 тыс. крупных и средних промышленных компаний, для 36% из них замещение импорта ускорилось и только 2% отметили ухудшение ситуации в 2023 г.
Опрос, в котором участвовало более 1 тыс. промышленных компаний основных отраслей из 30 регионов РФ, провел Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ. Тема мониторинга касалась зависимости предприятий от импортных комплектующих и технологий и готовности заменить их отечественными разработками.
Для 36% участников опроса процесс импортозамещения в 2023 г. по сравнению с 2022-м ускорился, для 2% его динамика ухудшилась, для остальных не изменилась, пишет «Коммерсант». В 2024 г., по прогнозам руководителей предприятий, рост замещения импорта продолжится у трети предприятий.
Самая позитивная динамика отмечена у средне- и высокотехнологичных предприятий: в секторах, занимающихся производством компьютеров, электронных и оптических изделий, рост замещения импорта отметили 51% респондентов; электрооборудования — 47%; лекарств — 47%; автотранспорта и прицепов — 44%; нефтехимии — 42%; прочих готовых изделий — 40%. Значительно медленнее импортозамещение идет в сфере добычи полезных ископаемых в целом — 42%, при этом для нефти и газа — лишь 30%.
В целом практически все респонденты подтвердили необходимость импортозамещения в своих отраслях, при этом 18% посчитали зависимость от импорта как высокую, 30% — как среднюю.
Но почти для трети опрошенных компаний ситуация улучшилась — почти 30% заявили, что их компании мало зависят от импортных поставок. Прежде всего это компании из сфер электроэнергетики и ЖКХ — 49% от числа компаний в этой категории.
Выросла доля предприятий, руководители которых считают, что у них есть основные средства, сопоставимые с зарубежными: в 2022 г. она составляла 25%, теперь — 27%. Для покупки критически важной продукции 40% компаний использовали параллельный импорт (22% в 2022 г.), а 23% сообщили об упрощении этой процедуры. Сложность поставки критически важных составляющих производства в 2023 г. снизилась до 37% с 54% в 2022-м.
Как рассказывал DK.RU, на разных рынках импортозамещение движется с разной скоростью. Например, производители электроники просто физически не могут заместить некоторые компоненты — чипы, конденсаторы и т.п., зато программное обеспечение в России импортозамещается успешно. Отечественные автозаводы не способны собирать собственные моторы, зато производство композитных материалов успешно развивается.
Часто замещение импорта тормозит, потому что экономически это нецелесообразно. И все равно нужно развивать производство критически важных узлов внутри страны, объяснил первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков на полях форума ИННОПРОМ-2023.
Сейчас идет много дискуссий о подходах к технологическому суверенитету. Одна группа экспертов считает, что для России правильнее закрыться от внешнего воздействия и активно развивать свои промышленные решения. Другая группа, наоборот, считает, что нужно развивать международное сотрудничество и создавать технологическое партнерство с дружественными странами, — рассказал Осьмаков.
По словам замминистра, сам термин «технологический суверенитет» родился как ответ на ортодоксальные трактовки понятия «импортозамещение»: если в твоем автомобиле или самолете есть хотя бы один гвоздь, изготовленный не в России — мы не можем говорить, что это импортозамещение.
Готовы ли вы на 100% заместить все импортное, чтобы ездить на машине в три раза хуже и пять раз дороже, чем глобально? Нужно искать баланс. В каких-то случаях возможен импорт технологий. Но при этом необходимо развивать компетенции — чтобы, если появится такая необходимость, быстро поставить производство, — заключил Василий Осьмаков и добавил, что, невзирая на издержки, необходимо налаживать производство определенных узлов — в сферах, где нас могут в любой момент отрезать от рынка.
Читайте также на DK.RU: «Бизнес находится в состоянии третьей мировой». Андрей Бриль — о защите от санкций