Меню

Почти половина угольных компаний России с начала 2024 г. стали убыточными

Автор фото: Виталий Тимкив. Иллюстрация: РИА Новости

Снижение мировых цен, санкции, подорожание логистики и вынужденный дисконт — четыре всадника Апокалипсиса для угольной промышленности. Участники рынка указывают, что перешли в эпоху выживания.

45,9% российских угольных компаний по итогам января-февраля 2024 г. оказались убыточными. Этот результат почти в два раза хуже, чем за тот же период 2022 г., и на 7,3% больше, чем в 2023-м, передает Лента.ру со ссылкой на публикацию «Ведомостей», которые, в свою очередь, оперируют данными Росстата и собственными подсчетами.

Убыточность связана со снижением мировых цен на уголь (в 1,8 раза по отношению к февралю 2022 г.), европейским эмбарго и необходимостью предоставлять дисконт покупателям, а также ростом тарифов на перевозку и перевалку.

При этом весной 2024 г. ситуация усугубилась: стоимость энергетического угля, на который приходится 85% российского экспорта, в начале апреля упала до минимума с 2021 г. из-за низкого спроса.

Источники газеты в угольных компаниях указывают, что их доход теперь остается в логистических компаниях, а для производителей остро стоит вопрос не прибыльности, а выживания.

Отдельной проблемой участники рынка называют высокую зависимость от импортной техники — так, из-за отсутствия доходов они не могут обновлять парк техники. Снижение доходности усугубляет другую проблему: в условиях кадрового дефицита предприятия вынуждены повышать зарплаты, но не у всех есть такая возможность.

Дополнительной сложностью стало возвращение с 1 марта экспортных курсовых пошлин, на которые правительство пошло из-за выпадения части бюджетных доходов.

К концу года вся российская угольная отрасль в совокупности может стать убыточной, полагает Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы НРА.

В середине апреля стало известно, что из-за переизбытка угля на складах остановлены добывающие и обогатительные фабрики как минимум в трех регионах страны, трудовые коллективы отправлены в вынужденный отпуск, сообщал DK.RU.

От проблем на угольном рынке страдают и перевозчики. Об этом, в частности, рапортуют Российские железные дороги: в январе-феврале 2024 г. снижение загрузки превысило 4%. Динамика похожа на ту, которая наблюдалась в 2022 г., после начала военных действий на Украине (тогда падение составило 3,8%).

Читайте также:

>>> Атаки дронов на российские НПЗ привели к снижению экспорта дизеля на 25%

>>> Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку