Для повышения эффективности своей работы предприятия стали активнее внедрять цифровые сервисы и заниматься автоматизацией. Этот процесс сегодня стимулируют не только торговые сети, но и государство.
В Свердловской области сфера продовольственного ритейла остается одной из самых конкурентных и быстроразвивающихся. Согласно данным Свердловскстата, объем продаж пищевых товаров в прошлом году достиг 648,9 млрд руб., что примерно на 6% больше по сравнению с 2022 г. Работа на этом рынке может быть сложной, перед производителями регулярно возникают вызовы: адаптация к новым каналам дистрибуции, изменение потребительских предпочтений и законодательных норм.
Как местным производителям продукции удается справляться со всеми этими трудностями? Рассмотрим на примере одного из лидеров рынка — компании «Талицкое Молоко». Ее продукция сегодня представлена в большинстве торговых сетей за исключением «жестких дискаунтеров», продается онлайн, поставляется в государственные и муниципальные предприятия, а также используется заведениями HoReCa. DK.RU узнал, как компания отвечает на ключевые вызовы рынка.
Изменение каналов сбыта
В последние годы мы видим тенденцию к консолидации в торговых сетях. Федеральные игроки объединяются и увеличивают свою долю на рынке. Как ни странно, это положительный процесс: федеральные сети внедряют новые стандарты работы как с покупателями, так и с поставщиками, и это способствует повышению качества товаров.
На Урале тренд также активно набирает обороты. Пока основная доля продаж приходится на продукты с длительным сроком хранения и непродовольственные товары. Доля свежих продуктов небольшая, но и она растет значительными темпами.
Изменение потребительских предпочтений
По наблюдениям представителей «Талицкого Молока», тренд последних лет — снижение или стагнация потребления традиционной молочной продукции, такой как молоко и кефир, и рост потребления десертной группы — питьевых и ложковых йогуртов, сладких творожков. Растет спрос и на готовые продукты, которые можно приобрести по дороге на работу и позавтракать. В ответ на этот запрос производитель выпустил линейку творожков как готового питательного перекуса, а недавно начал поставлять в торговые сети сырники.
Результаты исследований, которые проводятся для определения предпочтений потребителей, вселяют оптимизм, — продолжает Елена Волкова. — Они показывают, что потребителю сегодня важна не только цена, но и качество продукции. Поэтому мы не размениваемся на качество, уделяя самое пристальное внимание всем ингредиентам, входящим в состав, стараясь оставаться в среднем и среднем плюс ценовых сегментах.
Изменения законодательства
Конкурентоспособность поставщиков в ритейле напрямую связана с соблюдением всех законодательных норм, которыми устанавливаются новые требования и стандарты. На первый взгляд эти изменения могут казаться сложными и затратными, но они действительно улучшают прозрачность и качество продукции. Так, например, в 2017 г. был введен стандарт «Меркурий» для отслеживания товаров, а позднее появилась обязательная маркировка продукции. Плюс вся информация должна передаваться через электронный документооборот.
Чтобы облегчить процесс адаптации к новым стандартам, многие поставщики обращаются за помощью к операторам, которые помогают им внедрить системы электронного документооборота (ЭДО). Внедрение ЭДО позволяет ускорить обработку заказов, повысить надежность процессов и сократить издержки.
Компании проявляют интерес к автоматизации других аспектов своей работы. Например, как рассказала Елена Волкова, «Талицкое Молоко» занимается внедрением системы искусственного интеллекта, чтобы отслеживать и анализировать темпы продажи определенной продукции в разных торговых точках, и, исходя из этого, корректировать ее поставки. На рынке сейчас высокий спрос на инструменты аналитики данных — они помогают компаниям планировать свою работу с учетом сезонности, корректировать каналы сбыта.
Какие сервисы внедрять?
Компания «Талицкое Молоко» в своей работе использует решения уральского IT-разработчика — компании Контур. Сегодня она предлагает целый комплекс решений для поставщиков торговых сетей, которые помогут производителям оставаться эффективными, отвечая на актуальные и будущие вызовы.
Остается определенное количество компаний-поставщиков, которые перевели в автоматический режим только часть процессов или продолжают полностью выполнять задачи в ручном режиме.
Еще одно перспективное решение Контура связано с электронным документооборотом в части логистики — с этого года транспортные накладные начнут переводить в электронный формат. В первую очередь это коснется алкогольной промышленности, но уже сейчас Минтранс РФ рассматривает возможность отказа от классических бумажных документов при перевозке грузов и в других отраслях.
Подобрать инструменты для работы с заказами, маркировкой, ветеринарными и перевозочными документами производителям и поставщикам в торговые сети помогут эксперты Контура. Для этого оставьте заявку на консультацию.
Реклама. 16+, АО «ПФ «СКБ Контур», ОГРН 1026605606620, 620144, Екатеринбург, Народной Воли, 19а. Токен: LjN8KUw8Y