С 2019 г. туристические потоки путешественников из России существенно изменились, вырос спрос на внутренний туризм. Как отрасль адаптируется к высокому спросу — в материале на DK.RU.
В последние годы регионы России испытывают туристический бум, причин этому несколько. В интервью DK.RU заведующая кафедрой туристического бизнеса и гостеприимства УрГЭУ Евгения Радыгина рассказала, как меняются туристические потоки в России, почему отдых внутри страны дороже зарубежного и каких специалистов не хватает индустрии гостеприимства.
Евгения Геннадьевна, насколько в последние годы изменились туристические потоки путешественников из России? И как сильно на эти изменения повлияли пандемия и санкции?
Учитывая политическую обстановку, многие из тех, кто традиционно привык отдыхать за границей, изменили вектор направления путешествий. Конечно, вернулись Египет и Турция, но все-таки во многом потоки развернулись на восток: Китай, Малайзия, Вьетнам — эти направления привлекают денежных туристов.
Что касается внутреннего туризма, то после введения санкций туристы хлынули на российский юг, но всех вместить он не может, поэтому путешественники стали искать альтернативы — это дало импульс регионам.
Как изменились цены на отдых для туристов?
— Естественно, все стало дороже, но не потому что европейские курорты перестали принимать российских туристов — на самом деле они принимают, просто сложнее получить визу. Стоимость отдыха стала выше в связи с общим ростом инфляции. В ряде случаев отдых в России дороже, чем заграницей.
Заграница традиционно была дешевле, потому что отдых там ориентирован на массового туриста.
В России пока что турист немассовый, поэтому низких цен многие курорты позволить себе не могут, регионы вынуждены бороться за каждого туриста.
В этом есть и преимущество — туристические объекты ориентируются на индивидуальные потребности и дают высокий сервис.
Давайте поговорим про туристический потенциал России и в частности Свердловской области.
— Потенциал очень высокий. Уже сегодня туристов стало больше, как и предложений и туристических маршрутов, а инфраструктура — лучше, поэтому россияне поехали путешествовать по стране. Я убеждена, что любой регион нашей страны может стать туристическим.
В России очень хорошие природные ресурсы, традиционно у нас всегда пользовались спросом санаторно-курортное лечение, медицинские базы, детские оздоровительные лагеря и так далее. Это наследие нам досталась еще с советских времен, и многие объекты функционируют, важно сохранять их.
Что касается Свердловской области, то в какой-то момент мы даже стали обгонять Сочи по количеству туристов. У нас есть горы, развивается промышленный туризм, наш регион богат на культурно-исторические места, в городе проходят международные деловые мероприятия.
К нам приезжают туристы не только из соседних регионов, но и со всей России, из-за рубежа. Недавно УрГЭУ проводил «Евразийский экономический форум молодежи» — было много гостей из других стран, и они с удовольствием посещали знаковые места нашего региона и, кстати, отмечали высокий уровень сервиса.
В целом наш регион имеет богатое культурное наследие, у нас есть своя идентичность, связанная с уникальной горнозаводской цивилизацией. Например, «Демидовский маршрут» сегодня имеет статус национального тура. Многие регионы ищут свою идентичность, а нам ничего искать не нужно, важно популяризировать то, что есть, и привлекать туристов.
Нет ли опасности, что когда границы откроют, туристы снова направятся за границу и внутренний туризм, куда сегодня инвестируют средства, окажется без клиентов?
— Полностью турпоток уже не переориентируется, это точно. Когда границы вновь откроются, мы не потеряем уже созданные объекты, они будут конкурировать за туристов.
Кроме того, правительство будет всячески поддерживать российские курорты, ведь с экономический точки зрения выгодно, чтобы трудящееся население отдыхало и оздоравливалось внутри страны.
Туристы активно путешествуют по России, гостиницам, отелям, санаториям не хватает специалистов. Как решать вопрос с кадрами? Каких специалистов готовит кафедра и насколько востребованы выпускники?
— Во время пандемии многие специалисты туристической отрасли перешли в другие сферы и по окончании пандемии уже не вернулись. Сегодня нам нужно не просто восполнить ушедших работников, нам нужно кратно увеличить их число, потому что туристические потоки растут.
Наша кафедра туристического бизнеса и гостеприимства ежегодно выпускает порядка 100 специалистов.
У нас три направления бакалавриата: мы готовим специалистов event-сервиса (деловых и событийных мероприятий), специалистов по обслуживанию туристов и организации туристических маршрутов по направлению «Туризм», также обучаем экскурсоводов. По направлению «Гостиничное дело» кафедра готовит специалистов для сферы размещения и сферы питания.
Удивительно, но работодатели открывают охоту не просто на студентов второго-третьего курса, они делают предложения о работе абитуриентам на Дне открытых дверей. Так что часто бывает, что студент вместе с поступлением в университет имеет оффер на работу.
Какие именно кадры нужны туристической отрасли сегодня?
— Индустрия гостеприимства жаждет новых квалифицированных кадров. Не хватает специалистов в экскурсионной деятельности, в ресторанах, в местах размещения туристов. Также мы испытываем трудности с перевозками, очень нужны специалисты, которые занимаются формированием туров.
Сфера гостеприимства очень быстро развивается, и специалисты с высшим образованием имеют хорошие перспективы карьерного роста, очень часто к концу обучения выпускники уже занимают руководящие должности.
Те, кто умеет и любит общаться с людьми, обладает внутренним гостеприимством — являются очень ценными кадрами.
Читайте также на DK.RU
Алексей Головизнин, УрГЭУ: «Предприниматели двигают экономику — их права нужно защищать»
Елена Дворядкина, УрГЭУ: «Экономическое образование универсально и ценно на рынке труда»
Светлана Пьянкова, УрГЭУ: «Знания, а не энергоносители становятся главным ресурсом в мире»