Меню

Станислав Банных: «Компаниям нужны руководители нового формата с творческим потенциалом»

Иллюстрация: пресс-служба УрГЭУ

В последние годы в компаниях стали популярны гибридные форматы работы. Прежние руководители не всегда могут наладить эффективное управление такими командами — растет спрос на креативных менеджеров.

С 2019 г. в УрГЭУ работает кафедра креативного управления и гуманитарных наук, которая готовит креативных директоров. Спрос на такие кадры сегодня особенно велик, поскольку меняются формы трудовых отношений: на смену классической приходит гибридный формат работы, когда часть сотрудников работает на удаленке. Также активно развивается фриланс, что заставляет руководителей искать новые способы мотивации сотрудников.

Вместе с заведующим кафедрой креативного управления и гуманитарных наук УрГЭУ Станиславом Банных разбираемся, как меняется управление персоналом в компаниях, которые разрешают сотрудникам работать на удаленке, почему фриланс стал востребован именно в 21 веке и как трансформируются отношения «начальник-подчиненный».

Станислав Германович, в 2020 г. мы вынужденно перешли на удаленный формат работы. Сейчас востребованным стал и формат фриланса. С чем это связано?

— Впервые термин фриланс употребил Вальтер Скотт в начале 19 века в произведении «Айвенго». Фриланс дословно расшифровывается как free — «свободный» и lance — «копье, пика», получается «наемный воин» — именно таково было изначальное толкование. Сегодня фрилансер — это, по сути, вольный работник.

По большому счету эта сфера экономики в России развивается давно, а ковид, конечно, усилил распространение фриланса. В 2020 г. жизнь заставила людей работать из дома и общаться с коллегами исключительно с помощью интернета. И многим действительно не захотелось возвращаться в стеклянные коробки и душные офисы.

Формат оказался удобным для ряда сотрудников, речь идет как о тех, кто может позволить себе лишь частичную занятость (мамы в декрете, студенты), так и о тех, чья профессия не требует постоянного пребывания в офисе, например людей творческих профессий.

Главная причина, почему фриланс стал так популярен сегодня, — развитие информационных технологий. Именно это привело к тому, что фриланс быстро и органично вписался в нашу жизнь. Не нужно сидеть в офисе и выполнять рутинную работу, можно решать задачи с помощью телефона из любой точки мира.

Фриланс дает возможность выбрать более интересную и высокооплачиваемую работу, самому формировать свой график. Но нужно отметить, что фриланс подходит не всем. Мы на кафедре креативного управления преподаем дисциплины на стыке менеджмента и психологии. И всегда объясняем студентам, что удаленный формат подходит только людям с высоким уровнем ответственности, которые умеют жить в ситуации постоянных дедлайнов.

Часть компаний согласилась оставить сотрудников на удаленке и перешла на гибридный формат работы. В чем особенность управления командой при таком режиме?

— Плюс гибридного формата в том, что сотрудник сам выбирает — сидеть ему сегодня в офисе или он совместит работу с личными делами. Гибридный формат в некоторых случаях даже предпочтительнее, чем фриланс, потому что сотрудник остается социально защищенным.

Например, человеку старшего возраста, допустим, пятидесяти лет, тяжеловато перейти на фриланс — такие сотрудники привыкли к социальному пакету, к пенсионным отчислениям и прочему. А если ты ушел на фриланс и заболел, никто больничный оплачивать не будет, юридические вопросы, такие как составление договоров, тоже ложатся на плечи самих фрилансеров. Постоянную зарплату на фрилансе тоже никто не гарантирует.

Так что сегодня большинство сотрудников выбирает даже не фриланс, а именно гибридный формат работы, когда человек имеет социальные гарантии, но при этом не обязан ежедневно посещать офис.

Но, действительно, управление командой при гибридном формате работы иное. Руководитель должен следить, насколько это возможно, за уровнем стресса и усталостью удаленных работников. Также важно поддерживать дисциплину, проверять, чтобы у команды были планы, дедлайны. И в то же время руководитель гибридной команды должен доверять сотрудникам, а не контролировать каждый их шаг, и забыть о микроменеджменте.

Важно помнить: люди, которые уходят на удаленку, имеют иную мотивацию — они работают не с 9 до 18, а на результат. Предполагается, что такие сотрудники чувствуют большую ответственность за свой труд и могут оценить личный вклад в успешную работу компании.

Кажется, формат удаленной работы несколько размывает иерархические отношения «начальник-подчиненный». Как в таком случае выстраивать отношения с сотрудниками?

— На самом деле границы не размываются. Даже если человек работает на удаленке или на фрилансе, у него есть заказчик, начальник — товарно-денежные отношения никуда не делись. Другое дело, что трудовые отношения в целом переживают период трансформации — мы идем к партнерским, договорным трудовым отношениям.

В советское время не было интернета, легкости коммуникации и возможности удаленно выполнять работу — рабочий человек должен был находиться в коллективе, соблюдать график работы и прочее.

Вообще в советское время люди жили, как дети, государство всех обеспечивало: медициной, образованием, питанием в столовых, путевками, квартирами. Зарплата не была определяющим фактором уровня жизни, потому что деньги у человека могли быть, но из-за дефицита потратить их было не на что. Сегодня общество иное, каждый сам формирует свой уровень жизни.

Общество идет вперед, технологии развиваются и появляются новые формы трудовых взаимоотношений.

Подготовку каких специалистов ведет ваша кафедра? Какие актуальные на сегодняшний день дисциплины изучают студенты?

— Кафедра креативного управления и гуманитарных наук работает с 2019 г. и готовит менеджеров по профилю «Креативное управление в клиентоориентированных организациях». Обучение направлено на подготовку руководителей, которые работают в клиентоориентированных организациях, таких как «Яндекс», «Сбер», «Северсталь» и др. Для руководства такими организациями требуется руководитель нового формата с творческим потенциалом — креативный директор.

Выпускники профиля обладают навыком формирования клиентоориенитрованного подхода в компаниях. Креативный менеджер имеет творческую смелость, обладает когнитивной гибкостью, развитым эмоциональным интеллектом — это новая, необходимая сегодня культура мышления, которая позволяет оставаться успешным в период кризисов, когда все быстро меняется.

Читайте также на DK.RU:

«Россияне поехали путешествовать по стране. Любой регион может стать туристическим»

Алексей Головизнин, УрГЭУ: «Предприниматели двигают экономику — их права нужно защищать»

Елена Дворядкина, УрГЭУ: «Экономическое образование универсально и ценно на рынке труда»

Светлана Пьянкова, УрГЭУ: «Знания, а не энергоносители становятся главным ресурсом в мире»