Меню

«Налоги не платят, продают контрафакт». Торговые центры объявили войну маркетплейсам

Иллюстрация: freepik.com

Игроки рынка офлайн-торговли считают несправедливым, что маркетплейсы превратились в «филиал рынка» и не несут никакой ответственности перед покупателем. Это приводит к нечестной конкуренции.

Президент Союза торгцентров России (СТЦ) Булат Шакиров 13 мая 2024 г. направил письмо в Минпромторг, Минэкономики, Минфин, а также Федеральную налоговую службу (ФНС) и правительство РФ, в котором пожаловался на конкурентные преимущества в работе маркетплейсов и попросил уравнять в правах торговые центры и онлайн-площадки, пишет Коммерсант.

Гендиректор сети «Стокманн» Геннадий Левкин отметил, что маркетплейсы стали «филиалами рынка "Садовод", где много контрафактной и несертифицированной продукции», онлайн-площадки не несут ответственность за реализацию контрафактной продукции, перекладывая ее на селлеров, в то время как офлайн-ритейлеры за подобные действия подвергаются штрафам.

Также авторы письма отмечают, что маркетплейсы избегают некоторых налоговых обязательств в виде НДС и налога на прибыль от продаж. Президент сети Baon Илья Ярошенко уточняет, что у агрегаторов большая доля селлеров не платит НДС, тем самым имея преимущество перед офлайн-ритейлерами.

В письме Союза торгцентров также отмечается, что маркетплейсы несут меньшие затраты на эквайринг.

СТЦ указывает, что все эти факторы приводят к нечестной конкуренции на рынке.

Вице-президент СТЦ Павел Люлин полагает, что было бы справедливым для традиционной розницы обнулить НДС на два-три года по аналогии с ресторанным и гостиничным бизнесом, снизить ставки налога на имущество и разрешить привлекать самозанятых.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ; объединяет крупные маркетплейсы) Артем Соколов заявил, что никаких налоговых преференций у маркетплейсов нет:

Онлайн-площадки уплачивают налоги только с собственных услуг, а селлеры самостоятельно декларируют свои налоги. Так называемые неравные налоговые условия кроются в разных налоговых режимах.

Замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов рассказал, что ведомство сейчас работает над совершенствованием законодательства по организации деятельности маркетплейсов. По его словам, на рассмотрении находятся поправки к закону о госрегулировании торговли, согласно которым устанавливается дополнительная обязанность маркетплейсов по недопущению оборота контрафакта.

Есть основания полагать, что новый закон о маркетплейсах будет контролировать деятельность онлайн-площадок и урегулирует их ответственность перед потребителями. 10 мая премьер-министр Михаил Мишустин на заседании в Госдуме заявил, что «деятельность офлайн-магазинов урегулирована законом, поэтому прозрачна, а вот к маркетплейсам много вопросов».

Партнер Nova Ink Павел Желновод считает, что маркетплейсы необходимо заводить в правовое поле и льготная ставка НДС действительно может уравнять позиции маркетплейсов и офлайн-розницы. Однако налог на имущество — региональный, и добиться его снижения гораздо сложнее.

Как рассказывал DK.RU, сейчас в Госдуме активно ведется работа над законопроектом о маркетплейсах. В нем предлагают закрепить за площадками ответственность при продаже некачественного товара, с этим предложением не согласны крупнейшие игроки рынка.

Управляющий директор Ozon Сергей Беляков ранее отмечал, что требование расширить ответственность за некачественный товар убивает модель маркетплейса как агрегатора товаров сотен тысяч различных продавцов.

Тогда с ним согласился и представитель Wildberries, который отметил, что маркетплейсы в первую очередь являются информационными посредниками и в некоторых случаях площадки даже не видят товар, например, когда продавец сам доставляет заказ.