Предполагается, что к 2030 г. в регионе будут выпускать до 9,6 тыс. беспилотных летательных систем в год. Предприятие «Эйрбург» станет одним из ключевых резидентов научно-производственного центра.
Российские регионы начали развивать производство беспилотных авиационных систем (БАС) и компонентов для них. В Свердловской области даже приняли профильную программу, по которой объем производства БАС с 2024 г. к 2030 г. должен вырасти с 2,6 тыс. единиц до 9,6 тыс. Разработкой и проектированием беспилотников и комплектующих для них уже занимается более десяти местных компаний. В их числе — «Эйрбург».
Как рассказал гендиректор предприятия Сергей Евдокимов, последние 11 лет коллектив исследовал и разрабатывал технику для авиации, делал электронику для самолетов и вертолетов. Например, компания дооборудовала различными электронными системами самолеты DA-42, L-410, а сейчас делает электронные блоки для самолетов «Байкал».
В 2022 г. стало понятно, что спрос на беспилотные системы будет расти быстрыми темпами. Тогда, не дожидаясь государственной программы, здесь разработали первые беспилотные аппараты. В производстве используются уральский металл и композитные материалы, электроника частично импортная.
Сейчас в России представлено два типа устройств. Есть квадрокоптеры с возможностью вертикального взлета и вертикальной посадки, но у них нет маршевого двигателя. А есть аппараты, которые стартуют с катапульты и продолжают самостоятельный полет с использованием крыльев, но они не способны самостоятельно взлетать. В наших летательных аппаратах представлены обе функции — это уникальная аэродинамическая схема для нашей страны. Они способны лететь самостоятельно по заложенной программе либо ими может управлять по видеосистеме оператор, — отметил Сергей Евдокимов.
К настоящему моменту компания разработала две модели беспилотников. Одну из них запустили в серию — уже произведено несколько десятков аппаратов. Они способны перевозить грузы весом до 3 кг. Такие устройства уже использовали для перевозки лекарств и разведки пожаров в Солнечном микрорайоне. Они способны проводить в воздухе несколько часов и развивать скорость 150-170 км/ч.
Вторая модель устройства пока находится в стадии опытного образца. Такой беспилотник способен перевозить груз до 20 кг. Предполагается, что эта модификация будет особенно полезна структурам МЧС и Центрам медицины катастроф — аппарат может быстро доставить в назначенное место холодильник с лекарствами или запасами донорской крови для пострадавших в авариях и других чрезвычайных происшествиях.
Производство «Эйрбург» базируется на двух площадках. Вторую открыли в середине мая. Здесь расположились механический цех, где изготавливают детали для беспилотников, и цех кабельно-жгутовых изделий. Расширение производства прошло при поддержке Минпромторга РФ, который выделил более 380 млн руб.
Раньше мы ютились в небольших помещениях. Приходилось сначала выполнять одни операции, и только после их завершения — другие. У нас не было нормального поточного процесса, а сейчас мы можем одновременно делать десятки авиажгутов. Мы смогли не только улучшить условия труда сотрудников и ускорить темпы производства, но и расширить штат — с запуском новой площадки мы создали 70 новых рабочих мест, — сказал Сергей Евдокимов.
Сейчас на предприятии работает 670 сотрудников. Многим из них — 30-40 лет. Руководство «Эйрбурга» отмечает, что чувствует кадровый голод и старается привлечь студентов и активную молодежь.
К решению вопросов подготовки кадров для проектирования и производства беспилотных систем уже подключились власти Екатеринбурга и Свердловской области. На церемонии открытия нового производства глава города Алексей Орлов сообщил, что в шести школах Екатеринбурга сейчас оборудуют классы, где учащиеся смогут осваивать азы производства, проектирования и испытания БАС.
Как ранее писал DK.RU, всего подобные программы дополнительного образования будут реализованы в 17 свердловских школах. Помимо Екатеринбурга специальные классы появятся в школах Новоуральска, Ревды, Красноуфимска, Березовского, Серова. Центром практической подготовки станет Уральский техникум «Рифей».
По словам заместителя министра промышленности и науки области Игоря Зеленкина, еще одна важная задача органов власти — обеспечить предприятие заказами:
По нашей рекомендации многие компании и организации уже взаимодействуют с «Эйрбургом» — согласовывают характеристики беспилотных аппаратов, которые планируют использовать в своей работе. В частности налажено взаимодействие с МЧС, Центром медицины катастроф, Министерством природных ресурсов. Мы ставим себе задачу расширить круг заказчиков.
В числе потенциальных заказчиков уральской компании — Газпром. Сейчас «Эйрбург» разрабатывает беспилотник, способный переносить груз массой 120 кг — он будет полезен для транспортировки задвижек, применяемых при строительстве газопроводов.
Читайте также на DK.RU: «Мы стремимся быть независимыми»: как на Урале производят зуботехническое оборудование