Меню

Как вести бизнес без надрыва — предприниматель Ольга Касьян

Ольг Касьян. Иллюстрация: телеграм-канал "Манифест Ольги Касьян"

Будучи опытным предпринимателем, Ольга Касьян запустила стартап. После чего ее вера в то, что бизнес возможен без стресса, сильно пошатнулась. Как снизить его градус и сохранить баланс — на DK.RU.

Основатель ивент-агентства SmartMotion, сооснователь акселератора для предпринимательниц Collabroom (вошел в лонг-лист премии Forbes Woman Mercury Awards в номинации «Лучшее бизнес-решение»), управляющий партнер агентства продающих событий «Манифест» Ольга Касьян называет себя амбассадором ресурсного предпринимательства. Она считает, что «реализовывать миссию и зарабатывать деньги можно легко и в кайф». Впрочем, сейчас это убеждение проходит проверку на прочность.

— Я развивала бизнес с 2012 г. Это одно из крупнейших ивент-агентств страны, в котором, однако, я не была вовлечена в «операционку». Из этой позиции было легко говорить о том, что бизнес возможен без стресса — «зуб даю» и прочие части тела на отсечение. Но в сентябре 2023 г. я запустила стартап, которым одержима как собственник и носитель идеи — и все те опоры, на которых стояла моя концепция ресурсного предпринимательства, просто обрушились. В то же время это оказалось крутой проверкой накопленного потенциала. У нас, предпринимателей, есть сундучок с инструментами, в котором лежит то, что мы используем в моменте, и для меня настало время его открыть.

Запуск стартапа — всегда большой стресс. Сегодня я могу говорить с позиции предпринимательской уязвимости о том, что проживаю сейчас сама и что использую сама.

Стресс

Можно по-разному относиться к стрессу, например, избегать его. Но в этом случае мы избегаем и роста. И можно принимать стресс и учиться с ним справляться.

Основные стрессовые факторы на пути к успеху:

1. Ощущение, что что-то упускаешь, что-то делаешь медленно.

2. Страх ошибки, потому что стоимость ошибок очень высокая, особенно на старте.

Я раз в неделю общаюсь с психологом — это один из инструментов, которые меня сейчас поддерживают. Наше общение проходит в забавном формате: я говорю-говорю, а она задает мне пару направляющих вопросов в течение часа. То есть я выплескиваю некий поток сознания, чтобы разгрузиться. Однажды психолог меня спросила, не думала ли я о том, что ошибаться — вообще-то нормально.

Опыт показывает: чем больше мы торопимся, тем больше ошибок совершаем. Как этого избежать? Есть классная практика — «капсула тишины», в гуще рабочего процесса я отвожу на нее полчаса. Эффективнее всего брать их, когда кажется: если сейчас отключишься, все разрушится, полетит в тартарары. Именно в такие моменты я ухожу и включаю приложение для дыхания. Оно помогает сконцентрировать внимание на дыхании и вместе с этим упорядочить мысли и снять внутреннее напряжение. В результате эти полчаса возвращают ресурс и энергию.

Как снизить стресс

Я составила список того, на чем надо сфокусироваться мне как предпринимателю, чтобы снизить уровень стресса:

  • Делегирование

У меня новая команда, которую мне важно обучить и контролировать, потому что с запуска проекта прошло не так много времени. Но делегирование — первый пункт в моем видении развития компании.

  • Автоматизация

Мы занимаемся организацией массовых мероприятий, и в пандемию наша деятельность стала уголовно наказуемой. Поскольку появилось свободное время, мы сели и стали думать, как автоматизировать бизнес. В результате мы вышли из пандемии другой компанией, с другими бизнес-процессами, рабочими приложениями и пр. Причем, как мне кажется, на глубокое погружение в задачу ушел лишь месяц.

  • Отдых

У меня есть выходные даже сейчас, и есть четко выстроенные границы в работе с клиентами. Я опытный предприниматель, но «Манифест» — это стартап, где я лично общаюсь со многими заказчиками. Если человек предлагает встретиться в субботу в 15.00, я отвечаю, что у меня суббота — день для семьи. Это нормально, но предпринимателю важно самому себе об этом напоминать.

Чтобы держать баланс, я выделила для себя три сферы (личную, семейную и рабочую) и маркирую их в календаре разными цветами. Условно, голубым — маникюр, зеленым — все, что касается работы, красным — все, что касается семьи (совместные походы с мужем, встречи с родителями и пр.).

Когда вносишь дела в календарь и маркируешь их цветом, сразу видишь, какая сфера проседает. Если я замечаю, что в некоторые дни нет фокуса на семье, я его осознанно делаю.

Знакомая предпринимательница с миллиардным бизнесом распределяет интересы по дням: понедельник — день планерок, вторник — стратегий, в среду она выделяет половину дня для себя, суббота — день для дочери, воскресенье — день для семьи. Я хочу внедрить такой подход в будущем.

К контролю баланса можно подключить личного помощника, даже включить в его KPI пункт, что вы должны отдыхать не меньше определенного количества часов в неделю.

Витальность

Наше состояние — это то, как мы мыслим и сколько в нас жизненной энергии. Профессор бизнес-школы «Сколково» Пьер Касс называет коэффициент жизненной энергии (VQ — vital energy coefficient) основополагающим фактором успеха. Еще в 2010 г. он опубликовал в Forbes статью, в которой отметил, что для лидера VQ важнее IQ и EQ — интеллекта и эмоционального интеллекта, что такой человек должен обладать VQ в своей «базовой настройке» и уметь работать со своей витальностью.

VQ — это не что иное, как интенсивность желания жить. Чем выше VQ, тем сильнее мы хотим развиваться, контролировать происходящее с физической, интеллектуальной и даже эмоциональной точек зрения. Люди с высоким VQ пытаются тем или иным способом улучшить свою жизнь и поэтому могут воздействовать на окружающих, — отмечает Пьер Касс (цитата по Forbes).

Витальность позволяет справляться с факторами стресса, которые бесконечно возникают в жизни предпринимателя. Они могут быть разными. Например, ключевой сотрудник слег с температурой, и вам в моменте надо решать, что делать.

Я считаю витальность главным ресурсом предпринимателя. Чтобы ее всегда было много, мы должны расходовать энергии меньше, чем получаем. Все более-менее знают, что их наполняет. Например, я каждое утро в течение часа читаю книгу в ванной. Для этого мне приходится просыпаться на два часа раньше дочери. Я не очень люблю ранние подъемы, но я не могу обойтись без этого ритуала.

Наряду с тем, что наполняет, важно замечать, что больше всего забирает вашу энергию. Чтобы осознать это, спрашивайте себя, что вы терпите в своей жизни. Если вы будете регулярно проводить ревизию дел, вещей, людей, которых терпите, и будете с этим что-то делать, у вас появится колоссальное количество энергии.

Реалистичные цели

Можно положить перед собой слона и долго на него медитировать, потому что вы не знаете, с какой стороны к нему подойти. Это моя история: я хочу сразу построить небоскреб и к концу года вывести компанию, основанную в сентябре, на миллиардный оборот. Но я понимаю, что это неадекватно, и я себе в этом признаюсь. На мой взгляд, полезно резать большую цель на микроцели.

Позитивное мышление

Коуч миллионеров Марина Мелия (прим. ред.: психолог, профессор НИУ ВШЭ) считает, что есть качества, которые объединяют всех успешных людей. Одно из них— неоправданный оптимизм. Он основан на убежденности, что любая цель может быть достигнута и мир в принципе управляем. Представим, что человек стоит на выжженной после апокалипсиса земле и говорит себе: все прекрасно, все так, как было задумано, на этом я прирасту. Мне кажется, это крутой навык, которому надо учиться.

Текст подготовлен на основе выступления на ReForum.

Читайте также на DK.RU:

Как развивать свой бизнес, когда кажется, что достиг потолка, — психолог Оксана Панина

Как выявить риски для бизнеса, связанные с работой команды — Алена Малюченко