Глава госкорпорации рассказал, что к 2030 г. начнется заметное убытие иностранных самолетов из российских авиакомпаний, потому что нет возможности их ремонтировать. Ключевое из его интервью.
Гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в большом интервью РБК рассказал об экономических проблемах оборонной промышленности России, прокомментировал новые назначения в правительстве, рассказал, зачем «Ростеху» национализированный завод в Челябинске и почему корпорация планирует ребрендинг для Superjet. DK.RU публикует главные заявления.
Про нового министра обороны
Владимир Путин, избранный президентом на пятый срок, после вступления в должность провел назначения в правительстве. В частности президент принял решение сменить главу Минобороны, которым на протяжении 12 лет был Сергей Шойгу. Теперь его пост занимает бывший первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Для «Ростеха» это значимая перестановка, поскольку госкорпорация является, по сути, главным подрядчиком армии. Вот как Сергей Чемезов прокомментировал назначение Андрея Белоусова:
— Сегодня нужен человек, который рассматривал бы оборонную промышленность не просто как источник получения вооружения, а, в том числе, как достаточно большую сферу экономики, которая дает возможность для развития гражданской продукции…
У Министерства обороны задача — получить качественное и эффективное вооружение, экономика для военных — дело десятое. Проблем у нас в этом направлении, конечно, накопилось огромное количество. Рентабельность производства продукции у нас сегодня составляет всего 2,28%, а должна быть минимум 5%... рентабельность нужно повышать. В противном случае нас надолго не хватит. Я думаю, что нас услышит министр, он экономист.
Про гособоронзаказ
— Если говорить о гособоронзаказе, то наша доля составляет чуть более 50%. Это в стоимостном выражении. В количественном, конечно, у нас намного больше. Если говорить о СВО — 80% всей продукции поставляется нами: это и вся авиация военная, это и бронетехника вся, артиллерия, РСЗО, боеприпасы и средства радиоэлектронной борьбы.
Про зарплаты в оборонке
— Все-таки зарплата не столь высока, как, допустим, в энергетическом комплексе или в банковской сфере. Средняя зарплата по России — 73,7 тыс. руб. У нас средняя зарплата — 80 тыс. руб. с небольшим. Поэтому говорить, что она так сильно выросла, я не могу. Но тем не менее все равно для людей, которые живут не в Москве, а, условно говоря, в Нижнем Тагиле, это достаточно хорошая зарплата, достойная.
Про санкции
— Крупные компании, которые работали у нас в России и с которыми мы могли бы конкурировать на внутреннем рынке, ушли — это и Airbus, и Boeing, и General Electric, и так далее. Благодаря этому высвободились огромные ниши, которые наши предприятия могут занять и уже занимают. Это дает возможность развития и создания новой современной техники для нас.
Что касается проблем с расчетами, мы давно уже перешли на национальные валюты в платежах, от долларов и евро ушли.
Про отечественное авиастроение
— Я думаю, что с 2030 г. начнется заметное убытие иностранных самолетов из российских авиакомпаний, поскольку возможностей ремонтировать уже особо не будет. Поэтому нам нужно будет произвести к этому моменту достаточное количество различных летательных аппаратов: это, прежде всего, конечно, МС21, Superjet, Ту-214, Ил-114, Ил-96. Эти гражданские самолеты должны обеспечить все наши авиакомпании.
От названия Superjet будем отказываться. У нас это все под «КБ им. А. С. Яковлева» и, я думаю, что так и будет — «Яковлев».
Как рассказывал DK.RU, ранее Минпромторг и госкорпорация «Ростех» официально объявили о переносе сроков поставок всех российских пассажирских самолетов SJ-100, МС-21, Ту-214 и Ил-114–300. Изначально поставки планировались на 2024 г., однако из-за незавершенный испытаний они переносятся 2025–2026 гг.
Про национализацию предприятий в сфере ВПК
Как рассказывал DK.RU, процесс национализации АО «ЧЭМК», одного из самых крупных и прибыльных промышленных предприятий Челябинска, был запущен в феврале 2024 г., тогда суд постановил изъять акции завода у собственников компании «Эталон» Юрия и Людмилы Антиповых. Сергей Чемезов сказал:
— Большая часть продукции с ЧЭМК вывозилась за рубеж. При этом на продукцию, которую они нам продавали, постоянно поднимались цены. Мы уже говорим: «Слушайте, пора заканчивать».
Челябинский электрометаллургический комбинат интересен как производитель металла. Потому что без этой продукции мы, конечно, ни самолеты не построим, ни танки, ни пушки.
Также в начале мая стало известно, что акции Климовского специализированного патронного завода (КСПЗ), который выпускает патроны для оружия, переданы в пользу государства, писал DK.RU. Планируется, что завод перейдет под управление «Ростеха»:
— Мы консолидировали уже около 36% акций завода. Сейчас судом принято решение об изъятии оставшегося пакета акций у частников, которые сегодня все уже не в России, все сбежали. Их пакеты передадут в Росимущество. Ситуация там не очень хорошая. Экономически не очень хорошая. Предприятие нужно восстанавливать.
Про сотрудничество с иностранным бизнесом
— Не будем создавать совместные предприятия с западными компаниями. Потому что бессмысленно. Вы видите, они просто нас кинули, как в 1990-е годы бандиты кидали.
А если дружественная страна, — конечно. Мы с ними работали и будем работать. И создавать совместные предприятия и здесь, и у них в стране.
Про экспорт
— Сегодня у нас экспортный портфель составляет почти $60 млрд. Это рекордная цифра. Портфель говорит о том, что, как только завершим СВО, так сразу у нас большое количество продукции пойдет на экспорт.
Речь идет о Су-35. Самолет, который себя очень хорошо зарекомендовал, и на него есть спрос. Вертолет К-52 очень эффективным оказался. Из сухопутной техники — РСЗО «Торнадо» и «Смерч», самоходная артиллерийская установка «Мста-С». И ЗРПК «Панцирь — С1», конечно.
В ближайшие, я думаю, 10 лет военная продукция будет востребована либо на экспорт, либо на склады Министерства обороны, которое все равно должно создавать свои резервы. Поэтому говорить, что завтра СВО закончится и сразу все рухнет, — нет, потребность будет, останется.