Федеральные торговые сети постепенно вытесняют регионалов с рынка, и основная борьба за первенство идет между ними. При этом по закону доля одного игрока не может превышать 25%.
В настоящее время действует закон, по которому одна торговая сеть не может занимать более 25% на региональном рынке. Речь идет о проценте от общего денежного объема продаж продовольственных товаров за предыдущий финансовый год.
Минпромторг выступил с инициативой разрешить регионам самостоятельно определять лидирующую долю торговых сетей, не ограничиваясь 25%, сообщает РБК со ссылкой на источники, знакомые с ходом совещания между представителями Минэкономразвития, ФАС, торговых сетей и региональных властей.
Напомним, по закону, если порог по объему продаж конкретной сети превысил 25%, она не может приобретать или арендовать дополнительные площади в границах муниципального образования.
В марте этого года глава Тамбовской области Максим Егоров предложил повысить порог максимального присутствия сетей до 35%. 7 мая вопрос обсуждался на совещании, где присутствовали и торгсети, и регулирующие органы. Но согласия достичь не удалось — ФАС против такого решения. Об этом заявил 16 мая ее глава Максим Шаскольский.
По его словам, повышение порога может привести к уходу с рынка местных игроков, создать барьеры для входа новых компаний, особенно малых и средних, а также к негативным последствиям для потребителей. Крупные сети вполне могут расширяться в отдаленных территориях и новых регионах, где смогут создавать положительный фон для конкуренции.
Торговые сети также разошлись в оценке инициативы. По словам источника РБК, в X5 Group (магазины «Чижик», «Пятерочка» и «Перекресток») поддерживают идею повышение порога в целом, тогда как в «Магните» выступают против.
Позиция Минпромторга более лояльна — в министерстве считают, что вводить максимальную долю для торгсетей в 35% на всей территории страны нецелесообразно, но возможно — для отдельных регионов.
Регионы все-таки должны иметь возможность сами принимать решение о том, что доля торговых сетей на их конкретной территории может быть выше или ниже той, что установлена законом в целом, — рассказал РБК замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
Опасения ФАС в том, что бесконтрольное расширение отдельных игроков нарушит конкурентную среду, обоснованны, считает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Но проблема не в том, какая рыночная доля должна им принадлежать, а в самой методологии ее подсчета. Как говорит эксперт, Росстат сильно занижает размеры рынка в ряде муниципальных районов и городских округов, завышая таким образом доли ритейлеров. Есть вопросы и с тем, какие границы учитываются при подсчете.
Когда в 2009 г. Госдума принимала закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», ситуация на рынке была иной. Законодатель опасался, что сети будут открывать магазины только в крупных и привлекательных для продаж населенных пунктах и не будут развиваться в сельской местности. Сейчас все по-иному. Подсчет доли ведется в муниципальных и городских округах, но зачастую населенные пункты в них могут находиться далеко друг от друга, и условная «Пятерочка» невольно может превысить 25% рынка, даже если присутствует лишь в одном селе.
В итоге позиция ФАС может, напротив, ограничивать развитие рынка в ряде муниципалитетов.
Бурмистров считает, что необходимо совершенствовать правила расчета доли, укрупняя рынки. Так, в рамках одного субъекта максимальная доля 25% для одной торговой сети может быть установлена в региональной столице и такой же порог — совокупно для всех прочих населенных пунктов региона. Также, по мнению эксперта, необходимо упростить подсчет: вместо сбора Росстатом вручную перейти на данные ФНС и операторов фискальных данных. А вопрос о том, какие именно магазины должны быть в населенном пункте, могли бы решать его жители, считает он.
С каждым годом возможности развивать торговый бизнес у местных предпринимателей снижаются: федеральные сети фактически вытеснили региональных игроков. Пробиться на полку местным производителям также сложно. Депутаты даже предложили принять законопроект, который обяжет торговые сети продавать местные продукты, причем на них должно приходиться не менее 25% всего ассортимента.
Как рассказывал DK.RU, доля федерального продуктового ритейла, например в Екатеринбурге, превысила 90%, в городе осталось только две местные торговые сети. Участники рынка говорили, что развивать локальный продуктовый ритейл стало невыгодно. И этот тренд наблюдается по всей стране.
Отметим, что с прошлого года в правительстве обсуждают законопроект о «российской полке», который предполагает, что российские производители должны в приоритетном порядке попадать на полки крупных сетевых магазинов. Например, Минпромторг обяжет крупные сети магазинов электроники «выделять полку» для российских товаров. Также речь шла о производителях бытовой химии и косметики.
Кроме того, DK.RU рассказывал, что ритейлерам разрешат бесплатно раздавать продукты с истекающим сроком годности.