Центробанк РФ озвучил критерии, по которым операции с драгметаллами будут считаться подозрительными. Следить за этим станут банки.
Физические и юридические лица, скупающие драгметаллы в слитках, рискуют попасть под подозрение и получить обвинение в ведении сомнительных операций.
Критерии, по которым будут отслеживаться сделки, разработал Центробанк. Подозрительной может оказаться покупка золотого или серебряного слитка без его последующей продажи, пишет РБК.
Регулятор опубликовал проект поправок в положение 375-П, в котором содержится перечень признаков сомнительных операций. На основе этого нормативного акта банки должны оценивать, несут ли действия клиента риски обналичивания или отмывания денег: если его операции попадают под некоторые пункты, у банка есть основания приостановить или отказать в проведении транзакций, а в крайнем случае — расторгнуть договор с таким клиентом.
Представитель ЦБ сообщил РБК, что изменения подготовлены для противодействия незаконным финансовым операциям в сфере оборота драгоценных металлов, а также снижения рисков, связанных с обращением драгоценных металлов в слитках. Кроме того, банки не хотят стать «соучастниками» в возможной противоправной деятельности клиентов, и поправки позволяют этого избежать.
Когда операция с драгметаллами может быть признана сомнительной:
- клиент покупает ценности, но не продает их или продает в значительно меньшем объеме, чем купил. Регулятор считает подозрительными «однонаправленные операции»;
- клиент покупает драгметаллы вскоре после поступления денег на банковский счет, оплачивая операцию с этого счета;
- клиент не оставляет приобретенные ценности на хранение в банке или срок хранения незначительный.
Последние два критерия «сомнительности» применимы и к операциям клиентов-юрлиц, следует из поправок ЦБ. Например, если юрлицо-нерезидент внесло значительный объем наличных на счет (от 10 млн руб. в месяц), после чего купило на эти деньги драгметаллы в слитках. Под особым подозрением юрлица, которые совершают такие операции систематически.
Напомним, взрывной интерес к золоту возник в 2022 г. — спрос физлиц на покупку этого металла вырос в семь раз, всего за год они купили около 100 тонн золота в слитках (для сравнения — в 2021 г. было 7 тонн). Тогда Минфин поощрял такую тенденцию — так, замминистра финансов Алексей Моисеев говорил, что золото должно заместить огромное количество долларов, которые россияне «хранят по банкам в огородах». Кроме того, был отменен НДС на золотые слитки (20%), что также поспособствовало росту спроса.
Однако потом власти стали говорить, что вместо того, чтобы покупать золото для инвестиций, его стали вывозить за рубеж «буквально в карманах».
В конце 2023 г. замглавы Росфинмониторинга Герман Негляд рассказал в интервью РБК, что риски проведения сомнительных операций с драгметаллами возросли.
В этом году количество незаконных операций либо подозрительных операций, связанных с приобретением драгметаллов, значительно увеличилось. Граждане приобрели десятки тонн золота, часть которого вывезена за рубеж. При покупке металла нередко предъявлялись недостоверные документы. Именно поэтому мы поддерживаем инициативу, которая позволит усилить контроль за оборотом драгметаллов.
Более пристальное отслеживание «сомнительности» сделок в 2024 г. уже приносит эффект — во втором квартале объем подозрительных операций с драгметаллами и драгоценными камнями снизился, отметили в Росфинмониторинге.
Как ранее рассказывал DK.RU, инвестиционное золото стало альтернативой покупки долларов и евро, которых в стране мало: россияне везут слитки за границу и продают там за валюту. Интерес к золотым слиткам вырос после отмены в марте 2023 г. НДС на их покупку (20%).