Меню

Повышение шкалы НДФЛ не коснется большинства налогоплательщиков — Минфин

Антон Силуанов. Иллюстрация: government.ru

В Госдуме обсудили введение прогрессивного НДФЛ. Чиновники заверили, что «пострадают» лишь богатые россияне. Кроме того, они пообещали ввести амнистию для тех, кто откажется от дробления бизнеса.

Накануне в Госдуме прошло заседание экспертного совета комитета по бюджету и налогам. В нем приняли участие представители Минфина, Федеральной налоговой службы (ФНС) и бизнес-объединений, рассматривались вопросы внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

В первую очередь участники обсудили прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Какой именно она будет, разработчики пока не определились, но главное, считает глава Минфина Антон Силуанов, чтобы перемены коснулись только богатых россиян.

Важно, чтобы предложение о прогрессиях не затронуло большинство граждан и касалось только тех, у кого высокие доходы, — сказал Силуанов (цитата по «Интерфакс»).

Он добавил, что в выигрыше от налоговых изменений должны остаться «те категории граждан, которые нуждаются в государственной поддержке». То есть средства, поступившие от налогоплательщиков с высокими доходами, могут быть направлены на социальные нужды. Например, на поддержку детей детям со сложными, дорогостоящими заболеваниями или на дополнительные субсидии нуждающимся семьям, пояснил министр.

К дифференциации налога нужно подходить взвешенно, считает президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин, но при этом стоит подумать о многоступенчатой ставке — необязательно вводить две градации, скажем, в 13% и 20%, может существовать и плавное повышение налогов для тех, кто зарабатывает много, уточнил он.  

Участники совещания также обсудили налоговую амнистию для бизнеса, на которой настаивал президент Владимир Путин в своем февральском послании к Федеральному Собранию.

Не должно быть ситуации, когда компаниям фактически невыгодно набирать обороты. Потому что налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим резко возрастают. Получается, что государство фактически подталкивает бизнес к дроблению, другим способам оптимизации фискальной нагрузки, — заявил тогда Путин. 

Антон Силуанов заверил, что в новой налоговой системе амнистия будет реализована. Речь идет от налогоплательщиках, «которые готовы начать работать в белую и отказаться от схем оптимизации, дробления бизнеса». Кроме того, министр пообещал, что 95% малых предприятий не пострадают от нововведений.

Действующий спецрежим для малого бизнеса нужно донастроить таким образом, чтобы, с одной стороны, изменения не коснулись большей части этого бизнеса, 95%, уже такую цифру называли, а с другой, компании, созданные для оптимизации налогообложения путем дробления крупного бизнеса — знаем, что такие есть и создаются — платили справедливые налоги, — сказал министр.

>>> Ранее на DK.RU: Владимир Путин провел встречу с представителями крупного бизнеса. О чем говорили?

Как именно будет проходить «легализация» компаний, дробивших бизнес, рассказал Forbes со ссылкой на письмо руководителя аппарата бизнес-омбудсмена Игоря Корженкова.

Компании, готовые отказаться от дробления, должны добровольно задекларировать все взаимозависимые юрлица с одинаковым видом деятельности и выразить готовность перейти с упрощенной формы налогообложения на общую. После этого они будут освобождены от ответственности за предыдущие нарушения, независимо от оценки ФНС, и перейдут на общую систему налогообложения. Для таких компаний предусмотрен льготный период в течение пяти лет: в первые два года они станут платить 5% налога на прибыль, в последующие три года ставка будет постепенно расти до 20% в зависимости от размера прибыли.

Механизм плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, которые переходят с «упрощенки» на общий порядок налогообложения, должен быть определен до 31 июля 2024 г.

Что именно подразумевается под «дроблением бизнеса», есть ли четкие критерии этого процесса, кто может рассчитывать на амнистию и правда ли, что малый бизнес от этого выиграет, DK.RU рассказал адвокат Дмитрий Земеров.