Как архитекторы продюсируют настроения в городе, как меняется Екатеринбург под воздействием урбанистических трендов и что в застройке нашего города особенно ценно? Взгляд архитектора.
Проектируя новые пространства, архитектор закладывает в них предпосылки для формирования нового качества жизни. Чтобы понимать, что нас ждет в обозримом будущем, всегда интересно заглянуть в мастер-план и узнать, над чем работает и чем живет представитель творческой профессии. Об этом в интервью DK.RU рассказал Андрей Чуйков, основатель архитектурного бюро CNTR Architects.
Справка DK.RU:
Как получилось, что вы возглавили архитектурное бюро?
— Я родом из семьи художников и математиков, в корнях прошлых поколений были архитекторы. Возможно, выбор профессии — это историческая предрасположенность.
Впервые посетив архитектурную академию, я почувствовал ее атмосферу и решил, что буду учиться именно здесь.
Работать по профессии я начал еще студентом, постепенно набирал базу клиентов и багаж знаний. Желание создать свое бюро заложено родителями, они с 90-х занимались предпринимательством, и уже в начале обучения в вузе я точно понимал, что хочу двигаться самостоятельно.
С каких проектов вы начинали работу?
— В 2011 г. команда бюро начинала с эскизных проектов и концепций частных домов, с рабочей документации небольших объектов и сотрудничества с крупными бюро. Спустя пару лет начались заказы на проекты крупнее. В 2013 г. мы разработали первый крупный проект благоустройства торгового комплекса «Радуга» в Уфе. Постепенно расширялись типология и масштаб заказов. Мы занимались концепциями и эскизными проектами жилых комплексов, апартаментов, общественных и торговых зданий, а также интерьерами и частными домами.
В 2015 г., когда возник спрос на более эстетичные фасадные решения, мы смогли предложить актуальное видение архитектуры города. Наш профессиональный трек ушел в сегмент многоквартирного жилья. С тех пор мы работаем с девелоперами в формате генерального проектировщика.
На какие жизненные принципы вы опираетесь в работе?
— Первый — принцип экспертности. На нем базируется естественный отбор в команду CNTR. Его проходят только те, кто обладает компетенциями, соответствующими общему уровню мастерской.
Второй принцип — это баланс. Равновесие целей, сил, мнений, творческих интересов и ресурсов. Его достижение возможно только при равноправии. Вся система коммуникации с партнерами и внутри команды строится на этом.
Третий постулат — быть, а не казаться. В кулуарах бюро этот принцип звучит проще: не делать дрянь в красивой упаковке.
Мы писали о том, что девелоперы сегодня строят не просто жилье, а новый образ жизни — что вы об этом думаете? Архитектура развивает среду вокруг нас?
— Значимость архитектора велика в формировании будущего образа жизни, однако архитектура — лишь один из элементов среды. Те решения, которые принимаются заказчиком сегодня, опираются на предыдущий опыт — «получилось/не получилось». А задача архитектора — чувствовать тенденции будущего на кончиках пальцах, выдвигать гипотезы и программировать актуальность решений минимум на 10 лет вперед. Только когда автор проекта смотрит в этом направлении, будет создано нечто новое. Без оглядки и слепого копирования прошлых решений мы хотим развивать пространство революционно и инновационно.
К каждому объекту мы стараемся выдвигать новую гипотезу, новые решения, новую провокацию. О формировании нового образа жизни можно говорить только тогда, когда в каждый новый проект закладываются решения для будущего. Так архитектор продюсирует изменение настроения в городе.
Какими проектами вы занимаетесь сейчас, в том числе здесь, в Екатеринбурге?
— Сегодня в Екатеринбурге мы ведем работу над квартальной застройкой в районах Солнечный, Новокольцовский и Академический для девелоперов «Эталон», «Синара Девелопмент» и «Талан». Также создаем ряд жилых комплексов в Октябрьском, Пионерском и Юго-Западном районах города и разрабатываем здание стоматологии возле центрального стадиона.
Какой из ваших реализованных объектов вы бы назвали самым ярким?
— Стоит выделить книжный магазин в Верхней Пышме «Книги, кофе и другие измерения». Это уникальный по своей эстетике проект, который без преувеличения стал точкой притяжения молодежи. Его архитектурные решения вобрали все лучшее из нашей работы с физикой материалов.
Из жилых объектов по-своему сложный и интересный «Гранд Квартал» в Тюмени. Это пять уникальных кварталов с разнообразной архитектурой. Многие наши объекты находятся в активной фазе реализации и будут сданы в эксплуатацию через два-три года.
Чем вы выделяетесь среди других архитектурных бюро, в чем ваша особенность?
— В собственном взгляде на архитектуру через призму физики, математики, экономики, психологии и природных явлений. Мы помогаем застройщикам решить задачу по проектированию комплексно. То есть, выполняя проект, мы берем на себя архитектуру, интерьеры, благоустройство и помогаем управлять экономикой с прогнозируемым результатом.
Получается бесшовный проект — внутри него нет никаких конфликтов из-за сплетения множества исполнителей, а есть существенная экономия внутренних ресурсов заказчика. Эту надежность уже оценили федеральные застройщики, стремящиеся взять под контроль финмодель как можно раньше. Эстетика архитектуры, монофункциональное благоустройство и стильные интерьеры — редкое бюро может реализовать все аспекты проекта на одинаково высоком уровне.
За 13 лет работы CNTR уже смело опирается на собственные наработки и командный опыт. Мы приносим в сам объект идеи и фишки, элементы ценности, которые подхватывает маркетинг девелопера. Таких обязательств в привычной работе архитектора нет. Это следствие моих личных интересов и образования в области бизнеса. Не думать об этом просто не получается — мы всегда закладываем экономику в наши продуктовые решения.
Что вас вдохновляет, питает идеями, энергией?
— Если условно поделить меня на архитектора и управленца, то одновременно надо быть творческим, что подразумевает гибкость, и иметь жесткие принципы, чтобы принимать решения, которые влияют на жизнь людей — сотрудников и клиентов.
Если говорить про управление, то драйверами являются регулярное обучение и коммуникация с людьми. В диалогах и дискуссиях рождаются совершенно новые решения и идеи. На творчество же меня вдохновляют путешествия, музыка и математика.
Как математика может вдохновлять на творчество?
— Я по-своему смотрю на архитектуру — исключительно через призму математики. Выверенность пространственных связей, точность пропорций, ритмов и размеров. Конечному пользователю это незримо, но баланс — это необходимый элемент эстетики и функции. Математика необходима в работе с физикой материалов, это поле для эксперимента и открытий и гарантия предсказуемого результата и надежности решений.
Интересен ваш профессиональный взгляд на наш город. Будь вы гидом по Екатеринбургу, про что бы вы рассказывали?
— С градостроительной точки зрения Екатеринбург примечателен своей компактностью и отличительной формой плана — сочетанием регулярной и радиально-лучевой сеткой улиц.
С позиции объектной архитектуры и идентичности — здесь, кажется, ответ на поверхности. Внимание жителей и гостей города я бы обратил на объекты советского модернизма и конструктивизма, которые сегодня стали символом идентичности Екатеринбурга и базой для местной архитектурной школы.
Архитектурное наследие авангарда и его концентрация отличает столицу Урала от других городов. Даже штаб-квартиру бюро CNTR мы открыли в легендарном «Доме печати» — бывшем типографическом комбинате, построенном в 1930-х. Сегодня памятник конструктивизма работает как креативный кластер.
Одним из ярких элементов кода города, по моему мнению, является стрит-арт. Какие-либо из объектов современной застройки выделять преждевременно и сложно. А среди серьезных проектов благоустройства общественных пространств, к сожалению, у нас пока не появилось ничего примечательного.
Какие тренды в архитектуре российских городов вы бы выделили?
— Активный тренд — развитие проектов комплексного освоения территории: появление новых жилых образований, новых микрорайонов. Там как раз и формируются новая среда и новый контекст жизни, который постепенно будет проникать в историческую часть городов.
В Екатеринбурге сейчас закладывается порядка двух новых крупных мастер-планов. Очевидный тренд — ревитализация промышленных территорий внутри города, например Ураламаша, ВИЗа. Земли в центре города остается мало — здесь работа архитекторов и застройщиков связана в основном с реконструкцией и реновацией — многие заброшенные объекты ждет вторая жизнь.
Какой проект вы бы хотели реализовать в нашем городе?
— Я размышлял над этим вопросом. В процессе жизни цели меняются. В начале деятельности это было спортивное сооружение, потом крупный жилой комплекс, центр искусств, сейчас я для себя нашел всеобъемлющую историю — проект КРТ, который включает все — социальные, общественные, знаковые культурные объекты, что-то вроде центра искусств или музея, и, конечно, жилье различного формата. Для бюро эта история может стать аккумуляцией всего опыта и знаний. Ключевой момент для меня — это среда, в которой ты можешь искать новое, благоприятно влиять на человека и привносить позитивные изменения в город.
Реклама. ИНН 6658437538 erid: LjN8KVxo1