На прошлой неделе Минпромторг предложил отдать регионам право самим решать, какую долю могут занимать торговые сети. Сейчас она ограничена 25%. Участники рынка АПК уверены — инициатива вредна.
Производители продуктов питания написали премьер-министру Михаилу Мишустину письмо, в котором резко осуждают намерение Минпромторга позволить регионам самостоятельно определять, какую долю может занимать одна торговая сеть в конкретном муниципалитете.
Сейчас эта доля составляет 25%, она высчитывается из общего денежного объема продаж продовольственных товаров за предыдущий финансовый год. Если сеть превышает эту долю, то лишается возможности снимать или арендовать новые площади для расширения бизнеса, рассказывал DK.RU.
Вопрос о возможном повышении порога максимального присутствия сетей поднял в марте этого года глава Тамбовской области Максим Егоров, предложив поднять его до 35%. Против выступила Федеральная антимонопольная служба. Ее глава Максим Шаскольский считает, что повышение порога может привести к уходу с рынка местных игроков, создать барьеры для входа новых компаний, особенно малых и средних, а также к негативным последствиям для потребителей. «Крупные сети вполне могут расширяться в отдаленных территориях и новых регионах, где смогут создавать положительный фон для конкуренции», — добавил он.
Однако за изменение порога на прошлой неделе высказался замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. По его мнению, вводить максимальную долю для торгсетей в 35% на всей территории страны нецелесообразно, но возможно — для отдельных регионов.
С этим мнением и не согласилась Палата поставщиков межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка, направившая письмо Мишустину, сообщает РБК.
В палату входят отраслевые союзы и ассоциации агропромышленного комплекса (АПК), работающие в пищевой и перерабатывающей промышленности, уточняет издание. В частности письмо подписали исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев, генеральный директор Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артем Белов, руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции Кайрат Жангозин, исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, исполнительный директор Ассоциации производителей фирменных торговых марок «РусБренд» Алексей Поповичев.
Представители отрасли уверены, что повышение максимальной доли присутствия сетей в регионах приведет к росту цен на продовольственном рынке в результате усиления доминирования федерального сетевого ритейла, так как будет снижена конкуренция, а доступ к рынку региональных средних и мелких предприятий — ограничен.
В итоге это негативно отразится на потребителях и экономике регионов из-за сокращения ассортиментного предложения товаров местного производства, перераспределения дохода по цепочке «от поля до прилавка» в пользу крупных сетей, снижения инвестиционной привлекательности пищевой и перерабатывающей промышленности на фоне отсутствия конкурентной торговой инфраструктуры и закрытия региональных розничных точек торговли и поставщиков продовольствия.
С каждым годом возможности развивать торговый бизнес у местных предпринимателей снижаются: федеральные сети фактически вытеснили региональных игроков. Пробиться на полку местным производителям также сложно. Депутаты даже предложили принять законопроект, который обяжет торговые сети продавать местные продукты, причем на них должно приходиться не менее 25% всего ассортимента.
Как рассказывал DK.RU, доля федерального продуктового ритейла, например в Екатеринбурге, превысила 90%, в городе осталось только две местные торговые сети. Участники рынка говорили, что развивать локальный продуктовый ритейл стало невыгодно. И этот тренд наблюдается по всей стране.