Меню

В российских самолетах наконец-то появится Wi-Fi. Правда, только к 2028 году

Иллюстрация: freepik.com

Для этого будет создана низкоорбитальная спутниковая группировка, которая обеспечит стабильный сигнал до самолета или поезда, а предоставление сервиса ляжет на собственника транспорта.

С 2028 г. на борту российских самолетов повсеместно появится Wi-Fi, сообщил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев в кулуарах конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР), передает ТАСС.

«Аэрофлот» и РЖД подписали соглашение о сотрудничестве с «Бюро 1440». Эта компания входит в «ИКС Холдинг» и занимается созданием низкоорбитальной спутниковой группировки, чтобы оказывать услуги широкополосного доступа в интернет с глобальным покрытием. Предполагается, что в нее войдет более 900 спутников. Несколько тестовых космических аппаратов связи «Рассвет-1» уже выведены на орбиту. Помимо России компания планирует оказывать услуги более чем в 70 странах. Общий размер необходимых инвестиций, как и источники финансирования, не уточняются, указывает РБК.

«Бюро 1440» обещает, что в 2027 г., группировка спутников заработает в полном объеме.

Сервис, который хочет наладить «Бюро 1440», позволит до десяти раз увеличить скорость передачи данных (с 100 Мбит/с до 1 Гбит/с на абонентский терминал) и существенно снизить задержку передачи данных (с 700 до 70 мс). «Компании транспортной отрасли смогут внедрять сервисы удаленного управления, сценарии резервирования, видеосвязи на всей территории страны и за ее пределами», — говорится в пресс-релизе компании.

По словам Максута Шадаева, «очень важно иметь свою технологическую конкурентоспособную инфраструктуру связи», и создание сервиса высокоскоростной передачи данных на базе спутниковых технологий является одним из приоритетов для министерства.

Надежная спутниковая связь очень важна для регионов Сибири, Дальнего Востока, Арктики, для развития транспортной инфраструктуры, обеспечения связью малочисленных населенных пунктов. Благодаря этим технологиям современные цифровые сервисы будут доступны всем жителям нашей страны 24/7, и что очень важно — даже в дороге, — сообщил Шадаев.

Представитель «Бюро 1440» пояснил РБК, что посредством спутниковой связи будет создан широкополосный канал передачи данных до транспортного средства (вагона, самолета), а перевозчик или специальный оператор, в свою очередь, будут организовывать цифровой развлекательный и информационный сервис пассажирам.

До начала СВО интернет присутствовал в ряде самолетов, но после ухода Boeing и Airbus в 2022 г. поддержка сервиса была остановлена. Что касается поездов, то связь там поддерживается благодаря базовым станциям сотовой связи, которые расположены вдоль трасс, поэтому она не слишком качественная. В поездах типа «Сапсан», правда, установлены роутеры, которые усиливают сигнал связи. «Соглашение с «Бюро 1440» важно в данном случае, потому что есть много мест, где связи нет, то есть нечего усиливать», — приводит РБК мнение гендиректора информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова.

Интересно, что впервые интернет авиапассажирам был предоставлен в 2004 г., пионером стала компания Boeing. В салоне авиалайнера был смонтирован роутер, связанный со спутниковой антенной, установленной снаружи самолета. Через два года Boeing свернул проект, потому что дооборудование самолетов стоило дорого, а пассажиры платить за сервис не захотели.

Тем не менее развитие интернета в самолетах продолжилось, в США Wi-Fi присутствует в большинстве лайнеров. Но в Европе, и в том числе в России, сервис не был столь популярен. Причина в его дороговизне, а также в скорости — россияне привыкли к очень быстрому интернету, в то время как для американцев это не приоритет.

Подробнее читайте в колонке Максима Крайнова, которую публиковал DK.RU: Почему в США интернет в самолетах распространился повсеместно, а в России — нет?