Ежегодный рост электронной коммерции в России составляет 30%, а в мире — 6%. «Тот путь в ритейле, который мы выбрали, один из немногих в мире, но это классная история», — считает Алексей Шашкин.
Алексей Шашкин — директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка на форуме о деньгах ФИНМАРКЕТ (организован Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства) рассказал о рынке электронной коммерции в России.
Он поделился интересными цифрами. Если коротко — 97% предпринимателей, торгующих на маркетплейсах, — малый бизнес, но в России на сегодня открыто 70 тыс. ПВЗ против 70 тыс. офлайн-магазинов трех ведущих ритейлеров. То есть малый бизнес вносит совсем немалый вклад в экономику страны. Аналитики между тем прогнозируют рост оборота на eCom к 2025 г. в пять раз.
— Статистика показывает, что Россия по проникновению eCom обогнала многие страны Европы. Явные лидеры здесь — Южная Корея и Турция, Китай. Более 60% населения еженедельно там пользуется сервисами и услугами eCom.
С точки зрения объема продаж на рынке eCom в России мы видим, что ежегодно рост составляет порядка 30-33%. Мы видим по прогнозам, что в 2024 г. российский рынок электронной коммерции превысит 10 трлн руб.
97% предпринимателей, которые торгуют в eCom, ведут бизнес в одиночку или их штат не превышает пяти человек. То есть в основном это небольшие компании. Но они делают большой вклад в экономику страны. И их количество будет увеличиваться.
40% торгующих на eCom — люди, которые занимаются производством, остальные — дистрибьюторы.
Товары для дома, товары из раздела «красота» и «здоровье», «обувь и одежда для взрослых», а также детские товары — лидеры продаж на электронных площадках.
В среднем каждый предприниматель торгует в двух местах — это либо два маркетплейса, либо маркетплейс и собственный интернет-магазин. При этом есть исключения — предприниматели, которые торгуют только на своей интернет-площадке или в офлайн-магазине.
На российском рынке eCom есть четыре лидера — OZON, Wildberiies, Мегамаркет и Яндекс Маркет. Мало шансов, что появится кто-то пятый. В других странах мира, как правило, доминирует одна, в лучшем случае две компании. В России — больше.
В структуре российских предприятий 566 тыс. тех, кто имеет ОКВЭД для электронной торговли. Исходя из транзакционной активности, которую мы видим в Сбере, мы понимаем, что количество активных мерчантов на рынке меньше — 488 тыс. Это данные на начало 2024 г. Мы уверены, что это число будет расти, но не астрономически. Потому что в целом количество покупателей растет, но конкуренция представленных товаров на маркетплейсах тоже большая.
135 тыс. предпринимателей в России торгуют только на своих площадках, то есть у них есть только свой бизнес и свой интернет-магазин.
Сейчас в России 70 тыс. пунктов выдач маркетплейсов. При этом количество офлайн-магазинов у топ-3 игроков, условно говоря, тоже 70 тыс. Тот путь в ритейле, которым мы пошли — один из немногих в мире, то есть это редкая история. И я считаю, что это классная история.
Мы уверены, к 2025 г. количество ПВЗ вырастет в три раза, до 200 тыс., а оборот ПВЗ увеличится в пять раз — это то, что прогнозируют все игроки на рынке, и мы с этим прогнозом согласны. Фактически маркетплейсы — это наш новый ритейл. 99% ПВЗ имеют примерочные, очень многие заказывают одежду себе и детям, чтобы получить ее в удобном месте.
Проанализировав ситуацию, мы поняли, что у предпринимателей, торгующих на eCom, есть три основных потребности.
- Использование AI. К сожалению, предпринимателю, у которого бизнес небольшой, самому найти способы использования AI непросто.
- Аналитика. Большие компании имеют огромную аналитику по покупателям. Другое дело, когда бизнес начинающий — он не понимает, что происходит с рынком, не знает никакой аналитики, кроме статей в прессе.
- Единое окно для управления маркетплйсами. Это удобнее, чем иметь три разных личных кабинета.
Нефинансовые сервисы для старта работ на маркетплейсах есть у многих банков. Те игроки, которые работают с малым бизнесом, имеют в основном следующие сервисы — вывод на маркетплейсы, ведение бизнеса, бухгалтерские и юридические услуги, а также внешняя аналитика, внутренняя аналитика, работа с карточками товаров.
Есть еще история с D2C — это модель продаж, в рамках которой компании самостоятельно не только производят, но и продвигают, продают и доставляют свои продукты, имея собственный интернет-магазин или осуществляя продажи на различных площадках — в социальных сетях и классифайдах (AVITO или «Юла»).
Наша страна по цифровизации номер один в мире. Например, если вы попробуете открыть ИП в ОАЭ, то это целое приключение. С точки зрения АI мы находимся на третьем месте в мире, фактически уступая только Китаю и Америке.
Читайте также на DK.RU: «Вложений — от 500 тыс.». Как открыть свой маркетплейс и какие ниши сейчас свободны