Меню

«За границей хорошо отдыхать: ходить под парусом, рыбачить. Строить бизнес надо в России»

Иллюстрация: DK.RU

В интервью DK.RU уральский предприниматель Валерий Малышев рассказал, почему предпочитает держать активы на малой родине и как развитие российского предпринимательства зависит от чиновников.

Предприниматель Валерий Малышев знаком жителям Екатеринбурга как основатель и владелец сети клиник «Здоровье 365» и девелоперской группы компаний «Ривьера Инвест Екатеринбург», которая возводит жилые дома комфорт- и бизнес-класса, и на счету которой успешное строительство клубного дома «Ривьера» в центре города.

Между тем среди бизнес-активов предпринимателя есть, казалось бы, непрофильные — ресторан «Малиновка» и «Волковское охотхозяйство» в Артинском районе Свердловской области.

Всю предпринимательскую историю и рассказ о каждом бизнес-проекте не уместить в один текст, поэтому редакция приняла решение выпустить серию материалов. В первом из них мы подробнее познакомимся с героем и хронологией появления бизнесов в его жизни, а также узнаем о секретах управления компаниями.

В следующих материалах мы раскроем подробности о каждом бизнесе Валерия Малышева: узнаем, как строились компании и каковы дальнейшие планы предпринимателя относительно них.

В первом эксклюзивном интервью на DK.RU бизнесмен рассказал о том, как ему удается успешно развивать такой разный бизнес, где искать силы и энергию и почему он никогда не хотел начинать бизнес за границей.

Все ваши проекты географически расположены в Свердловской области. Никогда не хотелось попробовать себя на международных рынках, вести бизнес за границей?

— Я занимаюсь предпринимательством со студенческих времен, уже более 40 лет, и у меня никогда не было мысли вести бизнес за пределами Екатеринбурга. Да, я могу жить в разных странах, но бизнес веду только на родине.

Я люблю путешествовать, часто выезжаю в Европу, люблю отдыхать в Дубае, но ни в коем случае нельзя заниматься там предпринимательской деятельностью.

Для меня заграница — про отдых, про восполнение энергии. Там нужно наслаждаться солнцем, окружающей природой, ходить под парусом, ловить рыбу, купаться, а работать надо здесь в России, в моем случае — в Екатеринбурге

Сейчас мысль о том, что бизнес за границей не стоит вести, звучит очень логично, международная обстановка к этому не располагает, хотя есть дружественные страны. Тем не менее, и раньше не было такого желания?

— Нет, никогда. Во-первых, там нас никто не ждет. Во-вторых, уровень доходности от любого бизнеса за рубежом в разы меньше, чем в России. В-третьих, нужно разбираться с законодательством страны, в которой собираешься зарабатывать, там может быть много нюансов, которые не всегда сразу можно учесть. Так что я не вижу особого смысла начинать бизнес за границей, никогда таких попыток даже не было, хотя мне знакомы как удачные, так и неудачные примеры.

На ваш взгляд, у местных предпринимателей есть свои черты, есть ли какой-то уральский ген предпринимательства?

— Думаю, есть. Уральцы люди ответственные, держат слово, порядочные. Ментальность уральцев иная, мы отличаемся от тех же москвичей, мы более обязательные.

Кстати, я никогда не смогу вести бизнес в Москве, хотя меня много раз приглашали и предлагали заняться строительством. Нет, не мое, люди там другие. Были предложения начать бизнес в соседних со Свердловской областью регионах, в Краснодарском крае, но их я тоже не принимал. Я единственный акционер во всех своих бизнесах, по сути, весь мой бизнес семейный и я хочу вести его на малой родине.

К тому же в бизнесе очень важно выстраивание связей, в первую очередь с представителями власти. Бизнес и власть идут рука об руку. Просто так прийти на рынок и начать бизнес невозможно.

Всегда удавалось выстраивать продуктивные отношения с чиновниками?

— По-разному. Бизнес напрямую зависит от решений властей. И медицинский, и девелоперский бизнес очень дорогие: медицинское оборудование стоит дорого — некоторые единицы техники по 100 млн.руб.

В девелоперском бизнесе стоимость площадки под застройку доходит до миллиарда. И ты вкладываешь в это свои деньги в надежде, что власть когда-то разрешит тебе что-то построить на этой земле. Развитие российского предпринимательства напрямую зависит от взаимоотношений с властью.

В списке ваших активов самый разный бизнес: сеть медицинских клиник, девелоперская компания, ресторан, охотхозяйство. Какой бизнес был самым первым, с чего начинался путь?

— Еще в студенческие годы я начал заниматься предпринимательской деятельностью, потом были девяностые, затем появилось приличное законодательство в сфере предпринимательства, в сфере налогообложения — стало понятно, что можно строить бизнес вдолгую.

Вообще несмотря на то, что мои бизнесы из разных сфер, они все с богатой историей и рассчитаны на десятилетия — и медицинский, и девелоперский.

Как ни удивительно, начинался мой бизнес именно с девелоперского проекта 20 лет назад, хотя долгое время меня ассоциировали именно с клиникой «Здоровье 365». Изначально клиника вообще была исключительно хобби, а зарабатывал я на строительстве: сначала были небольшие проекты, потом мы с партнерами построили «ЖК Бажовский квартал».

По сути, «Бажовский» стал первым проектом строительства нового квартала в Екатеринбурге, он занимает 6 га земли, там больше 200 тыс. кв. м жилья. Это была первая комплексная застройка с развитой инфраструктурой. В планах были банк, магазины, салон красоты и клиника. Почти всех партнеров мы нашли, но недвижимость под клинику никто покупать не захотел и никакой оператор заходить тоже: частных клиник в городе было очень мало, и они были небольшие. Что делать? Помещение-то построено.

У меня первое образование медицинское, так что я решил попробовать себя в этом бизнесе и открыл медицинскую клинику.

Архивное фото 2008 г. — открытие одной из клиних «Здоровье 365»

Жилых кварталов мы строили много и в каждом проектировали клинику, так и появилась сеть «Здоровье 365». Так что медицинский бизнес вышел из девелоперского, первая клиника открылась в 2009 г., сегодня их семь, в них работает больше 700 сотрудников.

Как и когда появился ресторан?

— Вообще случайно. Ресторану «Малиновка» на самом деле уже больше 20 лет, он принадлежал моим друзьям, а потом они уехали жить за границу и ресторан оказался брошен.

Ресторан «Малиновка» работает больше 20 лет

Друзья выставили его на продажу, когда он был уже в упадническом состоянии, я его купил. Мы поменяли там все оборудование на кухне, сделали ремонт, вернули шеф-поваров. Но один ресторан — это не бизнес, конечно. Я покупал его не просто так, он очень органично вписался в существующую бизнес-модель.

В клинике «Здоровье 365» практически ежедневно лежит 90 пациентов, их нужно кормить. Пищеблок в медицинских клиниках запрещен, он должен быть отдельно, у нас такого помещения не было, питание мы организовывали на аутсорсе, но это было невкусно, порции маленькие.

А кода появился свой ресторан, вопрос с питанием мы закрыли. Плюс ко всему у меня есть свое охотхозяйство, так что в меню ресторана и клиники всегда свежая рыба и мясо. Для клиники вся еда готовится в ресторане.

Вы сказали про охотхозяйство, оно вместе с рестораном появилось?

— Нет, охотхозяйство существует уже больше 15 лет, но я как бизнес его никогда не рассматривал, это 100% хобби.

Это замечательное место, люди со всей России приезжают туда отдохнуть, а раньше со всего мира приезжали, я сам с удовольствием бываю в нем несколько раз в месяц. Уникальный проект: 45 тыс. га, там есть коттеджный комплекс, банный комплекс, озера, вольеры для оленей и яков, природа невероятная.

«Волковское охотхозяйство» расположено в Артинском районе Свердловской области

Вы ведете бизнес сразу в нескольких отраслях: медицина, девелопмент, ресторан, у каждой отрасли свои законы, свои правила. Как управлять такими разными бизнесами?

— Все приходится разделять, более того, всеми бизнесами я занимаюсь сам, я включен во все процессы, особенно экономические: сам смотрю и изучаю каждый финансовый документ.

В каждом из своих бизнесов я сам занимаюсь оперативным управлением и являюсь генеральным директором: веду оперативки, согласовываю платежи, закупаю оборудование. Мне это все интересно. Весь мой бизнес ориентирован на людей: лечить людей, строить дома для людей, кормить людей — мне это нравится, как от этого можно устать?

Хотя я изначально думал, что создам бизнес, найду генерального директора и потом буду со стороны смотреть, как все работает и приносит деньги. На старте я пробовал так сделать в медицинском бизнесе, но не получилось. Уровень ответственности у наемного менеджера не такой, как у собственника.

Кстати, вначале мы говорили о том, почему я не занимаюсь бизнесом в других регионах России, — потому что я сам оперативно управляю своими компаниями, не наездишься в другие города, чтобы за всем следить.

Как все успевать? У некоторых один бизнес, наемный генеральный директор, и все равно они не успевают за всем следить.

— Я очень структурированный человек, кстати, все, с кем я работаю, это знают — если встреча назначена на 11:00, я буду ровно в это время. При этом я не занимаюсь с утра до вечера одним делом, переключаюсь на разные задачи.

Если хочешь, чтобы бизнес работал, нельзя пускать все на самотек, надо владеть ситуацией. В таком темпе никогда не заскучаешь, хотя за столько лет в бизнесе все уже могло надоесть.

По сути, вы занимаетесь ручным управлением. Нет опасений, что если вы выключитесь из работы на два-три месяца, то что-то пойдет не так?

— Если я выключусь из работы на два месяца, бизнес уже будет не собрать: ни девелоперский, ни медицинский. Роль личности в истории никто не отменял, сейчас приходится много трудиться, но хочется, конечно, успеть пожить и для себя. Хотя долго сидеть без дела не могу.

Есть мнение, что людям, которые всю жизнь включены в рабочие процессы (врачи, учителя, бизнесмены), трудно уйти с работы окончательно, если они уйдут, они …

— Помрут, все правильно. Поэтому я приверженец теории накопления и расходования энергии. Как правило, в отпуск я уезжаю в другие страны и не занимаюсь там бизнесом, хотя все равно остаюсь на связи. Я накапливаю в отпуске полезную энергию и потом возвращаюсь в город и вливаю ее в бизнес. Все отпуска у меня запланированы и отменять их нельзя.

Читайте на DK.RU

Они живут на Урале и хотят работать только здесь. Лауреаты премии «Человек года» за 10 лет

Валерий Малышев: «Построить клинику — дело техники, самое сложное — найти для нее место»

Валерий Малышев: «Город преображается. Приличный инвестор восстановит памятник как надо»