Производители цемента говорят, что задержки на РЖД приводят к снижению отгрузки. В апреле перевозки цемента по железной дороге составили 2,3 млн тонн, а потребление выросло до 5,7 млн тонн.
Дефицит логистических мощностей создает предпосылки для нехватки стройматериалов в отдельных регионах, об этом производитель цемента — компания АО «Цемрос» сообщила в письме вице-премьерам Марату Хуснуллину и Виталию Савельеву.
Как пишет «Коммерсант», производитель отмечает, что на фоне роста спроса, ограниченной провозной способности РЖД и дефицита вагонов сроки движения цемента по стране увеличились на 36–86%.
В январе-апреле средний срок движения груженых вагонов АО «Мордовцемент» вырос на 86%, до 10,6 суток, порожних вагонов — на 36%, до 7,2 суток. Для АО «Невьянский цементник» показатели увеличились на 28% (до 6,1 суток) . Скорость прохождения одиночных отправок по Горьковской железной дороге за год сократилась со 105 км до 45 км в сутки, говорится в письме.
Задержки на РЖД привели к снижению отгрузки цемента на 24,6% (до 512,6 тыс. тонн) на «Мордовцементе» и на 8,5% (до 157,9 тыс. тонн) на «Невьянском цементнике».
По данным «Союзцемента», объем перевозки цемента по железной дороге в апреле составил 2,3 млн тонн, сократившись на 3,2%, в то время как потребление выросло на 4,8%, до 5,7 млн тонн.
Директор по логистике «Цементума» Ирина Нарышкина говорит, что задержка доставки груженых вагонов составляет до 200% от регламента. В «Цемросе» добавляют, что ограниченная провозная способность Транссиба и БАМа в восточном направлении в этом году составляет 180 млн тонн, что значительно меньше грузовой базы.
В ОАО РЖД заявили, что более 95% отправок цемента прибывает в срок. На увеличение времени, по данным перевозчика, могли повлиять рост дальности перевозки цемента, температуры и сильные осадки в Уральско-Сибирском регионе в начале года.
Управляющий партнер СМПРО Владимир Гузь объясняет, что производители цемента вынуждены задействовать автотранспорт, при этом затраты на логистику, что по железной дороге, что автотранспортом, в 2024 г. уже выросли на 15-20%. В итоге, по словам участников рынка, до 50% стоимости цемента для потребителя составляют расходы на логистику.
В «Цемросе» говорят, что если проблема с загрузкой вагонов на РЖД не решится, то Уральский, Сибирский и Приволжский округа столкнутся с дефицитом стройматериалов летом 2024 г., что особенно опасно, поскольку именно летом происходит отгрузка товара перед сезоном осень-зима.
Невозможность получить материал может повлечь невыполнение планов, финансовые потери для заказчиков, застройщиков и поставщиков, — говорит исполнительный директор «Союзцемента» Дарья Мартынкина.
Напомним, в феврале 2024 г. АО РЖД объявило о дефиците вагонов для перевозки стройматериалов, сообщал DK.RU. Участники рынка тогда говорили, что нехватка вагонов привела к увеличению затрат на доставку цемента по железной дороге до 20%.
По прогнозам аналитиков, для регионов со сложной логистикой цемент в 2024 г. может подорожать на 10–15%, для остальных точек страны — в среднем на 3–5%.
Между тем в последние годы все строительные материалы и комплектующие подорожали в среднем на 14–15%. В 2024 г. эксперты прогнозируют сопоставимый рост цен.