Если иностранные инвестиции будут оказывать негативное влияние на финансовое состояние российского банка, регулятор вправе потребовать продать акции и уйти с зарубежного рынка.
Минфин планирует наделить Банк России новыми полномочиями, об этом говорится в поправках в закон «О банках и банковской деятельности», которые опубликованы на сайте regulation.gov.ru. Как пишет «Коммерсант», регулятор сможет принуждать российские кредитные организации прекращать владеть акциями и долями иностранных компаний, а также закрывать офисы за рубежом.
ЦБ вправе потребовать от банка с универсальной лицензией прекращения владения акциями иностранного юрлица, прекращения контроля в отношении иностранного юрлица, прекращения статуса основного общества в отношении иностранного юрлица, прекращения права косвенного распоряжения акциями (долями участия) иностранного юрлица, а также закрытия филиала и представительства на территории иностранного государства, — говорится в проекте поправок Минфина.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, такое право «позволит Банку России оперативно реагировать на ситуации, при которых иностранная инвестиция оказывает негативное влияние на финансовое состояние банка с универсальной лицензией».
Руководитель направления юридической фирмы a.t.Legal Вадим Резниченко отмечает, что ситуаций, в которых регулятор сможет воспользоваться данным правом, множество:
Это, в частности, различные нарушения, включая препятствия для получения ЦБ информации о зарубежном юрлице или филиале, а также препятствование для проведения регулятором их проверок.
Сейчас у российских банков около 20 офисов-представительств за рубежом, пишет издание. Среди них Сбербанк, Газпромбанк, Россельхозбанк и др. Одним из последних был открыт офис ВТБ в Иране осенью 2023 г. Собственные филиалы за границей (работают по лицензии регулятора страны присутствия) есть у Сбербанка и ВТБ в Индии, в Китае у ВТБ и у Промсвязьбанка на Кипре.
Объем иностранных инвестиций российских банков cложно оценить. По данным издания, на начало 2022 г. объем прямых инвестиций российского банковского сектора в иностранные активы оценивался в $10,6 млрд. С тех пор банки вышли из целого ряда иностранных активов, однако у кредитных организаций сохраняются активы за рубежом.
Партнер ЮСТ Роман Черленяк говорит, что желание Банка России контролировать деятельность кредитных учреждений за границей понятно:
В текущих условиях геополитической напряженности желание российских финансовых регуляторов оказывать влияние на присутствие банков в зарубежных юрисдикциях вполне объяснимо. Банки являются частью российской финансовой системы, и их деятельность должна осуществляться в логике, соответствующей в первую очередь государственным интересам.
По словам эксперта, скорее всего, власти хотят на законодательном уровне закрепить за ЦБ РФ полномочия, которые позволят создавать правовые основания для российских игроков по уходу с зарубежных финансовых рынков, когда по каким-либо причинам это сложно сделать с применением норм законодательства недружественных государств.
Ранее DK.RU рассказывал, что ВТБ в 2017 г. провел реорганизацию европейского субхолдинга, переведя «дочки» в Германии, Австрии и Франции на единую лицензию банка VTB Bank Europe. Этот банк принадлежал ВТБ, однако после введения санкций в 2022 г. немецкий регулятор отстранил ВТБ от управления «дочкой» и лишил его возможности распоряжаться финансовыми активами. В конце 2023 г. европейский филиал ВТБ сменил название на OWH SE и стал отрицать права ВТБ на владение немецким банком.