Меню

Организации, помогающие детям-инвалидам, пожаловались на долг Минсоцполитики в 110 млн

Иллюстрация: сгенерировано с помощью нейросети Stable Diffusion

Такими данными поделился фонд «Я особенный». Поставщики социальных услуг обратились в суд. Однако в министерстве нам ответили, что у ведомства такого долга нет.

Общий долг Министерства социальной политики перед поставщиками соцуслуг составляет 110 млн руб. (2 млн  ИП Медянкина, 51 млн  БФ «Я особенный», 9 млн  ИП Сыропятов, 48 млн  АНО «Спектрум М»). Об этом сообщает БФ «Я особенный».

В мае состоялось сразу несколько судов, которые подтвердили незаконность действий Министерства социальной политики Свердловской области, вступили в силу решения апелляционных судебных инстанций, которые в очередной раз доказали, что Минсоцполитики Свердловской области нарушает права детей-инвалидов и поставщиков социальных услуг региона.

Также в начале мая третья, кассационная, инстанция признала незаконность действий министерства в отношении поставщика ИП «Медянкина О.Н.». Если чиновники попробуют обжаловать апелляционные решения по другим поставщикам, то с большой долей вероятности суд третьей инстанции примет аналогичное решение, считают юристы.

Организации много лет помогают людям с ментальными нарушениями развития в рамках ФЗ №442, который предусматривает в России получение помощи как у государственных, так и независимых поставщиков соцуслуг.

Борьба длится больше года. Сейчас суды главным образом рассматривают нарушения министерства при проверке отчетов поставщиков и невыплат за занятия с детьми-инвалидами, а именно:

1) Незаконность действий Минсоцполитики в части следования регламенту: во-первых, это нарушения в составлении актов, выдаваемых министерством, а во-вторых, чиновники не указывали конкретные причины непредоставления компенсаций, просто заявляли, что отчеты поставщиков о проделанной работе не соответствуют стандартам.

2) Отсутствие выплат поставщикам соцуслуг за несколько месяцев работы в 2023 г. (например, поставщики все еще не получили компенсации за февраль-май 2023 г.).

3) Незаконность действий РЭК Свердловской области по утверждению более чем 150 тарифов на услуги, на основе которых рассчитывается оплата специалистам, работающим с детьми-инвалидами.

Также напомним, что в январе 2022 г. на сайте Минсоцполитики Свердловской области появился проект Приказа, урезающий социальные услуги для жителей региона. Юристы фонда «Я особенный» инициировали процедуру ОРВ (оценки регулирующего воздействия) — благодаря этому удалось отсрочить принятие Приказа на год.

В 2023 г. после вступления в силу документа бесплатная помощь особенным детям по ИППСУ (индивидуальной программе предоставления соцуслуг — по этому документу семьи получают помощь у государственных и независимых поставщиков) сократилась в несколько раз. Сейчас большинство детей вместо 20 бесплатных часов работы с коррекционными педагогами в месяц могут получить только 4-5 занятий.

Таким образом, больше 600 особенных детей лишились регулярной интенсивной помощи, которую они получали у негосударственных поставщиков соцуслуг, и тысячи детей-инвалидов не смогут получить ее в перспективе (всего в Свердловской области проживает больше 22 тыс. детей с инвалидностью).

«Также в конце июня 2023 г., по инициативе А.В. Злоказова и вопреки установкам Минтруда России, Минсоцполитики Свердловской области незаконно отменило дистанционный формат помощи в регионе. В результате сотни детей-инвалидов в селах и отдаленных городах остались без поддержки специалистов (раньше с семьями, у которых нет возможности очных занятий, занимались АВА-кураторы, которые консультировали родителей онлайн и помогали развивать у детей важные бытовые, коммуникативные, поведенческие и другие навыки)», — рассказали представители соцорганизаций.

Кроме того, в феврале 2024 г., объявленного президентом России Годом семьи, министерство опубликовало проект нового урезающего Приказа «О внесении изменений в стандарты социальных услуг, утвержденные приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 № 482»: 

В документе многие важные услуги остаются только в полустационарной и стационарной формах, а надомное обслуживание, жизненно необходимое детям с тяжелой инвалидностью, исчезает. Например, так происходит с услугами «Психологическая диагностика и обследование личности», «Индивидуальная психологическая коррекция для несовершеннолетних детей», «Психологическая коррекция в группе для несовершеннолетних детей».

«В общей сложности 12 действий и решений Министерства социальной политики в отношении негосударственных поставщиков в 2023 г. признаны незаконными. Такое количество незаконных решений беспрецедентно. Все эти дела должны стоять на контроле прокуратуры, потому что министр 12 раз подписал незаконные документы — это установлено и подтверждено судом. Результатом всего этого, как мы надеемся, будут положительные решения по взысканию убытков ввиду признания незаконных решений министерства. Первые такие решения о взыскании денег ожидаются в конце июня», — рассказала DK.RU юрист фонда Елена Абраменко.

UPD

Комментарий Министерства социальной политики Свердловской области:

— Компенсации негосударственным поставщикам социальных услуг осуществляются на регулярной основе и не прекращались с 2016 г. В 2023 г. всем 26 негосударственным поставщикам, которые работают в Свердловской области, было выплачено 313 млн 831 тыс. Помимо негосударственных поставщиков, социальные услуги, в том числе семьям, воспитывающим детей-инвалидов, предоставляет 71 организация социального обслуживания.

Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг не предусматривает возможность отказа поставщикам социальных услуг в предоставлении субсидии.
 
Министерство социальной политики Свердловской области ежемесячно проверяет первичные отчетные документы, которые представляют негосударственные поставщики социальных услуг. В случае отсутствия в документах нарушений принимается решение о выплате субсидии. При выявлении в отчетных документах нарушений, указанные документы возвращаются поставщику с информацией о выявленных нарушениях для их устранения. 
 
По результатам проверки представленных отчетных документов, в 2023 г. негосударственным поставщикам социальных услуг, указанным в запросе, Министерство выплатило субсидии в размере 97 млн. руб., в 2024 г. – более 23 млн. руб. Министерством также подготовлены и направлены поставщикам социальных услуг акты о результатах проверки документов для перечисления субсидии за социальные услуги, оказанные в феврале, марте, апреле 2023 г. В них указаны конкретные нарушения по документам каждого получателя социальных услуг.
 
Обращаем внимание, что решениями арбитражного суда Свердловской области на Министерство не возложено обязанности по выплате субсидии поименованным в информации негосударственным поставщикам социальных услуг. 
 
Упомянутыми в письме изменениями в приказ в нормативе предоставления социальных услуг формулировки «по мере необходимости» заменены конкретными значениями периодичности предоставления социальных услуг. Определяется минимальная и максимальная продолжительность предоставления социальной услуги, в формате «от» и «до» минут. Данные поправки не затрагивают права детей на получение социальных услуг.

Читайте также на DK.RU: «Это не про детей история, это перераспределение бюджета в чьих-то интересах».