Меню

ГИБДД вновь стала ГАИ. Зачем? И что, помимо затрат на ребрендинг, это даст россиянам?

Иллюстрация: DK.RU

Спустя 26 лет ГИБДД России переименовали обратно в Госавтоинспекцию. В прошлый раз говорилось, что смена названия позволит поменять имидж службы на более позитивный, нынешние мотивы менее ясны.

Начальник Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Михаил Черников на заседании Общественного совета при МВД России сообщил, что инспекции вернут историческое название.

Мы сейчас стали Госавтоинспекцией, ГИБДД убираем! Такое, блин, название..., — высказался он.

Черников уточнил, что решение уже закреплено законодательно и все нормативно-правовые документы ведутся уже с учетом этого.

Госавтоинспекция была создана в Советском Союзе в 1936 г. как один из отделов НКВД, ее главной задачей была борьба с авариями на дорогах. Кроме того, она разрабатывала технические нормы эксплуатации автотранспорта и отвечала за подготовку и воспитание водителей, вспоминает «Лента.ру». В первой версии ГАИ трудились всего 57 человек, правда, полномочия у них были самые широкие — они могли беспрепятственно проходить на все объекты народного хозяйства, требовать необходимые сведения от руководителей всех рангов и участвовали в обсуждении технических характеристик новых советских автомобилей. В 1938 г. стали появляться местные отделы ГАИ.

В 1970-е Госавтоинспекция стала структурой, которую сохраняет до сих пор. Ее полномочия расширились, появились подразделения по организации дорожного движения, дорожно-патрульная служба, а также станции для проведения техосмотра автотранспорта.

В 1998 г. президент России Борис Ельцин подписал приказ №711, согласно которому Госавтоинспекция получила новое название — Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Предполагалось, что ребрендинг поможет создать в глазах россиян новый позитивный имидж дорожной милиции и точнее отразит суть ее работы.

В том же году инспекция была повышена до уровня министерства.

Переименование в ГИБДД россияне восприняли скептически, и слова «ГАИ», «гаишники» употреблялись так же часто, как раньше. Понимая это, в 2000 г. власти узаконили оба названия — как ГАИ, так и ГИБДД. Президент Путин во время прямой линии в 2001 г. тоже раскритиковал аббревиатуру:

Есть такая организация — ГИБДД. Трудно выговаривается и вообще не очень понятно, зачем переименовали. Так до сих пор никто внятно объяснить и не может.

Впрочем, за 26 лет люди привыкли к аббревиатуре ГИБДД и не понимают, для чего придуман обратный ребрендинг. Тем более, официальная причина так и не названа.

«Лента.ру» опросила нескольких экспертов по этому поводу, и вот что выяснилось.

Депутат Госдумы Виталий Ефимов допустил, что после переименования может частично измениться суть ведомства.

Аббревиатура имеет значение. Кто когда говорил ГИБДД? Все говорят ГАИ, начиная от детей и заканчивая пенсионерами. Я думаю, возвращение прежнего названия правильно — оно всегда было в нашей стране. Может, частично изменится и суть. Усилена будет не только безопасность, но и контролирующие функции структуры, — сказал он.

Возвращение к прежнему названию необходимо, чтобы «перетряхнуть» структуру и убрать лишних людей, предполагает глава московского профсоюза сотрудников полиции Михаил Пашкин:

Любые переименования и другие изменения такого рода — это избавление от людей неугодных без суда и следствия. Так нужно искать компромат, проводить служебные проверки, наказывать. А тут раз — [увольнение под предлогом реорганизации] и никаких проблем.

Самая популярная версия — что кто-то просто хочет заработать на смене названия. Например, бывший начальник ГАИ Надыма (Ямало-Ненецкий автономный округ) Петр Семесюк вспоминает, что в 1998 г. решение о переименовании ГАИ в ГИБДД потребовало огромных средств — нужно было заказывать новые бланки, форму, перекрашивать машины. Водители выстраивались в огромные очереди, чтобы заменить все документы после переименования.

Вряд ли подобный ажиотаж случится сейчас, но обычно мероприятия, связанные с переименованием ведомств, обходятся в миллиарды рублей, и всегда находятся чиновники, желающие освоить эти средства, думают собеседники издания.

При этом и Михаил Пашкин, и Петр Семесюк сходятся на том, что возвращение к советской аббревиатуре никак не повлияет на безопасность дорожного движения на дорогах России.

Ранее DK.RU рассказывал, что ГАИ на три года пролонгировала срок действия водительских прав, истекающий в 2024 и 2025 гг. Мера коснется более 5 млн россиян. Напомним, в первый раз срок действия водительских удостоверений продлевали из-за пандемии.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин предположил, что в результате пролонгаций срок действия прав может вырасти с 10 до 20 лет. И это хорошо, считает он: автомобилисты сэкономят на пошлинах, а бюрократическая нагрузка на ГАИ снизится.

Ранее МВД сообщало, что с 1 апреля 2024 г. изменен регламент проведения экзамена на получение водительских прав — сдающим позволено допускать больше ошибок во время демонстрации навыков вождения.

Читайте также на DK.RU: Лишение на 1,5 года: за сокрытие номеров и повторную езду без них будут отбирать права