Из-за дисбаланса в торговле Китая с Европой и РФ в западной части России, а также в портах европейский стран скопилось большое количество контейнеров, которые остро необходимы в Китае.
Участники рынка перевозок сообщили о резком росте цен на доставку грузов контейнерами из Китая всеми видами транспорта, пишет «Коммерсант». Собеседники отмечают, что повышение стоимости происходит на фоне острого дефицита порожних пустых контейнеров в стране.
Глава «Транс Синергии» (входит в ЕСП) Станислав Станкевич объясняет, что из-за конфликта в Красном море суда идут в обход мыса Доброй Надежды. В итоге увеличивается продолжительности рейсов, а это требует вовлечения большего числа контейнеров.
Средняя ставка предоставления контейнера с конца апреля — начала мая выросла на $500–700, до $1,7–2,1 тыс., в зависимости от региона Китая. В июне ожидается подорожания еще на $500.
В ГК «Дело» уточнили, что с начала года спотовые ставки фрахта выросли вдвое, а только за май — примерно на 50%.
Президент таможенно-логистического брокера KBT Юлия Шленская говорит, что с 20 по 26 мая большинство морских линий ввели GRI (общее увеличение ставок). В среднем ставки на морские контейнерные перевозки выросли на 15–30%. Следом выросли и железнодорожные тарифы на отправку грузов с Дальнего Востока в Центральную Россию.
По мнению экспедиторов портов и самих линий, ставки на перевозку могут возрасти на 100% к текущим в ближайшие полгода — за счет сезонного прироста грузооборота, повышения нагрузки на портовую и железнодорожную инфраструктуры с учетом ежегодных путевых работ и ремонта полотна.
Операционный директор азиатского направления «ПЭК: Global» Сергей Сафонинков подтверждает, что с начала мая тарифы на железнодорожную доставку из Китая в РФ выросли в среднем на 10%, до $5,9–6,3 тыс. за 40-футовый контейнер:
Средняя стоимость морской доставки из КНР в Россию с начала мая выросла на 30% и более, до $1,9–2,1 тыс. за 20-футовый контейнер и до $2,5–3 тыс.— за 40-футовый. Сложности в финансовой логистике с КНР, наблюдавшиеся с конца февраля до первой половины апреля, привели к недозагрузке судов, а затем — к отложенному спросу и нехватке мест. Среднее время ожидания увеличилось на семь дней, до двух-трех недель
Исполнительный вице-президент по морской логистике Noytech Supply Chain Solutions Анастасия Кизулева отмечает, что дефицит контейнеров наблюдается с апреля и развивается по экспоненте:
Если в апреле оборудование было доступно, но время ожидания выросло, то в мае морские линии уже заявляли, что контейнеров в основных портах хватит на одно или два судна.
Нехватка контейнеров возникла на фоне роста товарооборота Китая с РФ, а также с ростом отправок грузов из Китая в Европу. Еще одна проблема — контейнеры после разгрузки не возвращаются в Китай:
Контейнеры значительно сложнее возвращаются из ЕС в Китай, так как по направлению на восток едет значительно меньший объем грузов, чем из Китая в ЕС, ввиду больших сложностей транзитных перевозок через РФ для европейских экспортеров, — говорят эксперты.
В ГК «Дело» добавляют, что из-за ограничений на вывоз контейнеров в направлении портов Дальнего Востока и перегруженности флота на Балтике и в Азово-Черноморском бассейне в западной части России скопились десятки тысяч порожних контейнеров, которые необходимы в Китае:
Эвакуация этих контейнеров пока невозможна. Дисбаланс в российско-китайской торговле приводит к скоплению множества контейнеров в Московском транспортном узле. Импорта сейчас заходит больше, чем уходит экспорта: на каждый экспортируемый контейнер приходится 2,5 импортированного из Китая.
В итоге российские владельцы контейнеров предпочитают сдавать их в России на металлолом, поскольку возможности вернуть контейнер в Китай нет.
На фоне дефицита контейнеров растет спрос на автоперевозки, при этом транспорт уже забронирован на две-три недели вперед. Юлия Шленская допускает, что к середине июня ставки на автоперевозки с Дальнего Востока вырастут еще на 20–30%, а осень начнется высокий сезон, так что повышение цен неизбежно.
DK.RU рассказывал, что Китай в начале мая резко поднял ставки фрахта на прямые железнодорожные грузоперевозки. В среднем цены выросли на $500-800 в зависимости от станции отправления. Одновременно с ростом тарифов на доставку грузов по железнодорожным путям также выросли ставки морских фрахтов из Китая. Рост цен составил от $800-1000 до $1300-1500 в зависимости от порта отправления.