Меню

Сердце Горнозаводского Урала. Демидовское наследие, кованые сундуки и расписные подносы

Иллюстрация: Юлия Гиммельфарб

Нижний Тагил часто ассоциируется либо с гремевшей в 2000-е выставкой вооружения, либо исключительно с промышленным производством и дымом. Но мы не увидели там этого, а погрузились в красоту и историю.

Юлия Гиммельфарб, маркетолог:

— Посетив с экскурсионной целью в майские праздники Нижний Тагил, мы поняли, что этот город достоин двух-, а то и трехдневного мини-отпуска.

Замечательный нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» со старым Демидовским заводом, архитектура конструктивизма, музей Булата Окуджавы, Лисья гора и обновленная набережная позволят провести выходные не только приятно, но и с чувством гордости за историю Урала.

Кстати, великолепный мастер рассказа середины XX века Ираклий Андроников в книге «Я хочу рассказать вам» восхищался Нижним Тагилом и считал, что город сыграл огромную роль в истории русской промышленности и немалую — в истории русской культуры. Модель первого русского паровоза, сконструированного в 1834 году крепостными мастерами-самоучками Черепановыми (в комплекс «Горнозаводской Урал» входит одноименный музей), первый в мире двухколесный педальный велосипед, сконструированный крепостным Артамоновым, астрономические часы Кузнецова, которые показывали часы и минуты, — все это подарили миру тагильчане.

Так как мы ездили всего на один день, то посетили только три музея и Лисью гору, но если времени будет достаточно, то, помимо других музеев комплекса, будет интересно пройти еще и пешеходным маршрутом «Малахитовая линия».

В дорогу мы взяли термосы и перекус, так как график экскурсий был плотный. И еще мы поняли, что если есть желание пообедать в определенное время, то понятное сетевое кафе надо бронировать заранее — для компании из восьми человек были сложности со спонтанной посадкой. В итоге мы быстро и вполне аппетитно пообедали недалеко от музеев — в гриль-баре Шашлыкоff на Красноармейской, 42.

За неделю до поездки мы на сайте комплекса выбрали музеи и по телефону заказали экскурсии. На Демидовский завод без сопровождения не попасть, а в остальные два — Музей истории подносного промысла и Музей быта и ремесел — можно идти без экскурсии, но с гидом знакомство с историей Урала приобретает совсем другое звучание.

Эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод»

Парковка на пр. Ленина, 1 и пять минут пройти пешком

Попасть на территорию «Старого Демидовского завода» можно только с экскурсией и только в летний период, поэтому нужно не только записаться заранее, но и уточнить погоду — на улице вы проведете не менее полутора часов. Если собираетесь с детьми — тоже уточните, с какого возраста разрешена такая экскурсия. При входе каждый получит каску, распишется в листе техники безопасности и двинется в увлекательное путешествие по 300-летней истории уральской металлургии.

Это единственный в России завод-музей индустриальной культуры.

Когда-то живая, а сейчас исключительно музейная территория, пережившая и заброшенность, и вандализм, сильно впечатляет. А сама экскурсия охватывает все этапы развития типичного уральского завода с использованием разных источников энергии: воды, пара и электричества. 

Завод был создан на базе чугуноплавильного и железоделательного завода, основанного Демидовыми в 1725 г., в советское время под именем завод Куйбышева он работал до 1987 г. и был закрыт как устаревший.

Две доменные печи, которые мы рассмотрели со всех сторон, — высотой 16 и 18 метров — в момент строительства были соразмерны постройкам того времени, а в XX веке стали «малышками» и должны были уступить место следующим поколениям.

Когда наш экскурсовод, инженер по первому образованию, рассказывала, как заводчане прощались с производством, прямо слеза навернулась — мы прочувствовали, какое огромное значение для многих семей имел этот завод, это была даже не часть жизни, а сама жизнь. Рабочие доменных печей, преимущественно династийные, настолько любили свое дело и понимали технологические процессы, что без всяких современных приборов, например по изменению цвета пламени, определяли, на какой стадии находится выплавка чугуна.

Закрытие этого производства стало драматичной историей и для мирового металлургического сообщества: последние восемь лет в уральских домнах плавили уникальный чугун, выполняя научные проекты ученых со всего мира. Постоянными заказчиками были ученые из Канады, Франции, Японии, Германии и ЮАР — они подавали заявки и тагильские горновые их выполняли.

Впечатлила также и инфраструктура территории: воздуходувные цеха с остатками кирпичного декора; здания в стиле модерн первой на Урале электростанции, датированной 1913 г., и механического цеха, фасадом напоминающего собор, а также здание заводской бани в виде гайки в смелом для того времени конструктивистском стиле 1927 «года выпуска». Словом, функциональность и эстетика вызывает восхищение и уважение к организации производства. Умели же!

Музей истории подносного промысла «Дом Худояровых»

ул. Тагильская, 24

Музей расположен в двухэтажном деревянном доме постройки первой трети XIX века, который помнит несколько поколений художественной династии Худояровых — бренда тагильской живописи. Когда мы зашли внутрь, на нас уютно пахнуло русской печкой, сразу погрузив в историческую атмосферу.

Тагильские подносы менее известны в России, хотя они старше раскрученных жостовских, и этот промысел появился как органичное продолжение развития железоделательного завода. Демидовский завод был производством замкнутого цикла и выдавал не только металл, но и изделия из него. Возраст промысла принято отсчитывать аж от 1746 г.

Большой железный поднос, размещенный на мольберте, который  встречает нас в начале экспозиции — один из представителей первого поколения подносов, которые делали методом клепки, так как листопрокатного производства 250 лет назад не было. Ровная поверхность, минимальная толщина дна (зеркала), ажурные борта — все это требовало высокого уровня мастерства металлургов, кузнецов, а позже и лакировщиков — когда появилась роспись по металлу.

Уникальный рецепт лака, изобретенного Павлом Худояровым, хранился в секрете, но был так знаменит, что позже вдохновил на сказ «Хрустальный лак» Павла Петровича Бажова: «Наши старики по Тагилу да по Невьянску тайность одну знали. Не то чтоб сильно по важному делу, а так, для домашности да для веселья глазу они рисовку в железо вгоняли. Ремесло занятное и себе не в убыток, а вовсе напротив».

Нас впечатлил рассказ экскурсовода о гигантских подносах (на мольберте тоже совсем не маленький), который в общественном питании вносили два человека и ставили в специальные углубления гостевых столов — подносы служили скатертью. После трапезы разоренный поднос уносили и заменяли новым, накрытым для следующих гостей. Мы сочли это очень удобным и экономичным.

Интересно было рассмотреть и вековую роспись кованых столиков, сундуков, узоры современных подносов и послушать истории тагильской жизни времен Демидовых. Они из своих путешествий привозили гравюры, с которых художники-самоучки, которые за рубежом никогда не были, искусно рисовали подносы-картины с многослойной росписью. А с 1806 по 1820 гг. в Нижнем Тагиле работала школа живописи для мальчиков.

Второй этаж музея посвящен живописным работам Худояровых и  советским мастерам, которые дали вторую жизнь уникальному производству. До перестройки на заводе «Эмальпосуда» работал цех по росписи подносов, и у мастеров была дневная норма: 10 овальных подносов или 24 круглых. Наверное, в каждой уральской семье в то время был в ходу такой полезный сувенир.

Сейчас осталось три мелких артели, которые делают подносы под заказ на официальные подарки. После экскурсии мы дружно зашли на «Авито» — посмотреть, какие тагильские запасы остались там. Захотелось вернуть такой поднос в свой дом.

Музей быта и ремесел «Господский дом»

Ул. Тагильская, 26

Во второй половине XIX и начале XX века в Нижнем Тагиле ремесла и промыслы стали обосабливаться от заводского хозяйства, и многие мастера перешли в разряд ремесленников и кустарей. Музей — кладезь артефактов традиционных занятий горнозаводского населения. К сожалению, тусклое точечное освещение экспозиции не позволило сделать подобающих фото, представляющих выставку во всей красе, но она интересная!

Изделия из бересты — туески, заплечные короба, набирушки-ягодницы, раскрашенные маховой росписью (когда на кисть набирается сразу две краски и узор рисуется «махом»), женский текстиль, сапожное дело, и много чего еще занятного. Но больше всего впечатлили сундуки.

Сундучный промысел — один из старейших на Урале, при изготовлении сундуков использовался принцип разделения труда, когда одно изделие делалось в нескольких мастерских. В одной — сам короб, в другой — петли, в третьей — замки… и в последней украшали жесть рисунками «морозко» или делали чеканку. И только после этого в отдельной мастерской собирался сам сундук.

Известно, что лучшие ключи и музыкальные замки для сундуков изготавливали в селении Быньги под Невьянском.

Ассортимент уральских сундуков отличался большим разнообразием — от самых дешевых, обитых полосками вороненого или «печатного» железа, до дорогих изысканных.

На Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге в 1902 г. из всех сундучных изделий самые богатые были сундуки были именно из Нижнего Тагила: на их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр и литографий.

На фото, которое мне все-таки удалось сделать, любимые восточными купцами сундуки- «бухарцы», обитые цветной жестью. Их отправляли далеко за пределы Урала, продавая на Ирбитской и Нижегородской ярмарках.

На выставке также воссоздано несколько комнат господских, купеческих и зажиточно-ремесленных домов и на них тоже интересно взглянуть.

В сувенирной лавке музея напоследок можно купить самобытные вещицы: авторские заколки, мини-подносики, брелки, деревянные усы, игрушки и керамические брошки.

Знакомство с Нижним Тагилом мы закончили на Лисьей горе — самой высокой точке, с панорамным видом на город. «Если ты не была на Лисьей горе, считай, не была в Нижнем Тагиле», — сказал мне знакомый местный житель. Мы побывали и хотим вернуться!

Текст и фото: Юлия Гиммельфарб

Ранее в проекте «Что я там не видел» на DK.RU:

>>> Город со стальным характером и комфортными трамваями: зачем ехать в Магнитогорск?

>>> «Когда рубль — царь и бог». История Ирбита — самого торгового города Урала

>>> Фермерский рынок, этнопарк, экстрим-зона и путешествие по сказкам — зачем ехать в Арамиль?

Еще больше материалов — по ссылке