Меню

Отрежут ли США Россию от китайских товаров — Екатерина Кизевич

Екатерина Кизевич. Иллюстрация: личный архив

Ужесточение требований к документам, задержка отгрузок, срывы поставок — с этим все чаще сталкиваются компании, работающие с Китаем. Как бизнесу снизить риски и возможен ли в РФ голод — на DK.RU.

Согласно данным главного таможенного управления КНР, в 2023 г. экспорт из Китая в Россию увеличился на 46,9% и составил около $110,97 млрд. В последние годы эта страна стала ключевым поставщиком товаров в РФ. Однако в декабре прошлого года США ввели санкции против зарубежных банков и иных финансовых учреждений, причастных к сделкам, связанным с поставками для российского ОПК. Уличенные в этом организации будут отключаться от американской финансовой системы. В январе 2024 г. крупные китайские банки приостановили транзакции с российскими компаниями, чтобы избежать риска попадания под санкции. Весной ситуация усугубилась: у половины российских импортеров перестали доходить платежи до китайских контрагентов.

Как сейчас обстоят дела с импортом китайских товаров, ждет ли из-за этого Россию дефицит и рост цен, DK.RU рассказала Екатерина Кизевич, генеральный директор компании ATVIRA, которая специализируется на поставках из Китая.  

Когда вы начали работать в сфере внешнеэкономической деятельности? Почему именно Китай?  

— После окончания вуза я устроилась на завод сельскохозяйственной техники менеджером по продажам. Мое погружение в сферу экспорта и импорта как таковую, как и первое знакомство с китайским партнером произошло, когда я работала в найме. Нам поступило коммерческое предложение на комплектующие к сельхозтехнике, и мы начали диалог. Потом я съездила в город Циндао, чтобы познакомиться с производством. В 2009 г. я решилась запустить свой бизнес (сначала работала как ИП, позже открыла ООО). У меня был запрос на товар, который я уже изучила на тот момент, но им мало кто занимался — доильные аппараты для сельского хозяйства. Так появился бренд «Буренка». За первый год мы продали около 3500 единиц оборудования, а в 2018 г. вышли на маркетплейсы. Сейчас мы продаем доильные аппараты по всей России.

Примерно через три года, когда сбыт доильных аппаратов был полностью налажен, а путь импортной сделки стал полностью понятен, мне захотелось масштабировать компанию. Я подумала: почему бы не возить любую продукцию из Китая под запрос? У нас был офис, проверенный партнер в Китае, и мы могли наладить любые цепочки поставок. Так возник проект ATVIRA.  

С какими компаниями в России вы преимущественно сотрудничаете? И что помогаете купить и доставить?

— В основном мы осуществляем комплексные поставки из Китая по запросам российских производственных компаний. Как правило, это техническая продукция: оборудование, комплектующие, расходные материалы. Из недавнего: пищевое оборудование, линии по переработке фруктов и овощей, линии по приготовлению шпината для крупного российского производителя, оборудование для обработки дерева и металла.  

Еще мы помогаем российским компаниям выйти на китайский рынок, а также выступаем в качестве платежного агента (помогаем провести расчеты за товар).

Что происходит сейчас с поставками товаров из Китая? 

— С начала 2024 г. объем экспорта из Китая в Россию значительно снизился. В марте падение составило 14%, в апреле — 10,2% — по отношению к аналогичным периодам 2023 г. Из-за американских санкций китайские банки боятся осуществлять транзакции с Россией, а производители отказываются принимать платежи. Они откровенно говорят клиентам, что те должны искать агента в Китае, который на свое юридическое лицо примет платеж и рассчитается за товар внутри страны.

Есть список таможенных кодов (ТН ВЭД) на товары, которые находятся под санкциями. Если в документах указать код ТН ВЭД на санкционный товар, то платеж 100% не пройдет. Сначала средства зависнут на 40 дней на время проверки документов у китайского банка (на этот период они имеют право удерживать средства по закону), а затем вернутся обратно. Проще говоря, идет фильтрация санкционного товара и ужесточение требований по проверке.

Конечно, все это приводит к срывам поставок, задержке отгрузок, ужесточению требований к документации и росту цен.

Хочу отметить, что в текущей ситуации важно избегать ошибок и самим импортерам — необходимо сделать грамотное техническое задание для поставщика, обсудить все нюансы до отгрузки, подготовить и правильно оформить документы. И, разумеется, заранее проработать все вопросы по таможне с брокером. Ведь это гораздо дешевле, чем платить за простой СВХ (склад временного хранения), потому что любая ошибка в ВЭД всегда ведет к удорожанию товара.

Был случай, когда компания приобрела оборудование, которое китайцы отправили на условиях поставки CIF до российского порта. Как только груз прибывает и его выгружают на СВХ, покупателю приходит требование — задекларировать данное оборудование. Ранее компания ни разу с этим не сталкивалась. Пока они пытались решить вопрос самостоятельно, прошла неделя. Получилось так, что не было ни пакета документов, ни описания товара, ни паспорта на оборудование. Ситуация усложнилась поскольку отправитель не выходил на связь — он уже все отгрузил, ему хорошо.

К решению вопроса пришлось подключать наш китайский офис, который связался с поставщиком и запросил все документы. Те, не торопясь, их предоставили, но тут «случились» выходные. Итог — дополнительный простой на СВХ. А СВХ принадлежал британской компании, и ценник за хранение был космический. За несколько дней стоимость хранения вышла в стоимость оборудования. Время бежит — надо быстрее декларировать. Возвращать груз отправителю — не вариант, поскольку нужно платить за транспорт, а потом еще судиться за возврат денег. Это лишние проблемы и расходы. В итоге оборудование задекларировали, но за СВХ пришлось заплатить очень дорого. Такова цена неподготовленных международных отправок.

С какими трудностями столкнулась ваша компания после ужесточения санкций в декабре 2023 г.?  

— В феврале-марте все платежи остановились и возник транспортный коллапс. В тот момент у нас были в работе заявки на поставку и товар, который ожидал отгрузки в Китае. Мы объяснили клиентам обстановку, и они отнеслись с пониманием. Задержки поставок были и есть — примерно на 1,5 месяца. Исходя из реалий — нестабильности приема платежей и регулярного обновления списка подсанкционных товаров — мы рекомендуем клиентам держать полугодовой запас товара на складах.

Несмотря на трудности, мне кажется, что мы найдем выход и продолжим импортировать товары из Китая. Однако надо готовиться к удорожанию сделок и увеличение сроков поставок.  

Как сейчас осуществляются расчеты с китайскими поставщиками?

— Самый рабочий и легальный вариант расчетов с Китаем, когда у российского покупателя и китайского поставщика открыты счета либо в филиале китайского банка в России, либо в филиале российского банка в Китае. Если у участников сделки нет возможности открыть счета в одном банке, все-таки лучше найти доверенное юридическое лицо в Китае, которое сможет принять деньги за товар и рассчитаться внутри страны. 

Третий вариант — расчеты через агентов третьих стран, дружественных России. Например, Кыргызстан и Казахстан. Замечу, что, если в начале года схема работала, то сейчас китайские банки пристально следят за подобными сделками, тщательно проверяют документы и сразу требуют предоставить экспортную декларацию. В ней должны быть указаны коды ТН ВЭД, соответственно, оплата санкционного товара уже не пройдет. 

Недавний пример: у клиента была острая необходимость в поставке комплектующих. Мы попробовали провести срочный платеж через Сингапур, но наша компания в Китае не смогла принять деньги, потому что нужно было сделать экспортную декларацию на ту страну, через которую проходит платеж. Китайские банки серьезно относятся к подобным транзакциям и проверяют, куда груз пойдет из Сингапура. Чтобы срочно осуществить поставку, нам пришлось заплатить дополнительный процент агенту из Сингапура. Он самостоятельно рассчитался с заводом в Китае и смог выкупить комплектующие. В итоге этот заказ обошелся дороже на 6%.

Пока проходят оплаты через небольшие региональные банки в Китае — они менее зависимы от ограничений. Российским компаниям стоит воспользоваться этой возможностью и открыть там счет.

Насколько выросли цены на товары, транспортировку грузов, таможенные операции в этом году?

— Рост цен обусловлен не только проблемами с переводом платежей, но и, например, дефицитом контейнеров (это приводит к удорожанию доставки). Что касается расчетов, агенты, которые способны провести легальные платежи, берут комиссию в 7–12%. Разумеется, она закладывается в цены на товары. Плюс к прямым импортерам подключаются посредники. В результате цепочка растягивается, в сделке участвует не один агент, а два и более — и стоимость операций увеличивается вплоть до 30%. Поэтому предпринимателям, работающим с Китаем, стоит озаботиться сопоставлением схем, которые предлагают разные компании-посредники, и тщательно их проверять.  

Рассматриваются ли сторонами альтернативные варианты приема платежей, например, с использованием криптовалюты?

— Подобные решения принимаются на государственном уровне. В Китае криптовалюта запрещена. Возможно, крупные игроки рынка протестируют этот способ и со временем он будет доступен и МСБ. Это было бы очень удобно. 

Еще один альтернативный вариант — заключение бартерных сделок. Но и здесь есть сложности: небольшим компаниям будет непросто найти партнера, плюс трудности с оформлением документов. Пока такие сделки совершаются только на государственном уровне, в них участвуют крупные компании.

В общем, сегодня ситуация крайне нестабильная, все в динамике: сегодня схема работает, а завтра уже нет. Но Россия и Китай заинтересованы в сотрудничестве, поэтому я убеждения, что выход найдется. Это лишь вопрос времени. 

Читайте также на DK.RU:

«Вряд ли ваш валютный счет заблокируют, но есть нюансы». Как заниматься ВЭД сегодня

«В России потребителей премиум-товаров немного. Поэтому экспорт был очевидным шагом»