Меню

«Производителям надо определиться, чем заниматься, а не делать черт-те что и сбоку бантик»

Иллюстрация: Группа в VK Hi-Fi & High End Show

Изучая тему импортозамещения, мы заинтересовались High End Audio. Голь на выдумки, конечно, хитра, отмечают эксперты, однако предпосылок для развития производства нет. Почему?

В России не сложилось с аудиотехникой высокого класса, как это случилось на Западе в середине прошлого века. Тому были экономические и политические предпосылки. Тем не менее, когда в «Правде» не было известий, а в «Известиях» — правды, музыка оставалась чуть ли не единственным окном в мир.

Поэтому неудивительно, что как только железный занавес падает, в России нашлись люди, которые постарались попасть в мировую индустрию High End Audio. За последние 30 лет у нас появились дистрибьюторы, магазины и даже потуги создать отечественный High End, но последние события опять застопорили процесс.

Казалось бы, зачем все это широкому потребителю? Но, если уж государство дает миллиарды на строительство новых филармоний, почему бы эти же деньги не потратить на оборудование в школах музыкальных классов с качественной аудиоаппаратурой, чтобы у всех детей, а не у нескольких тысяч человек в городе-миллионнике, могли развиться музыкальный вкус и слух?

Так считает Михаил Кучеренко, эксперт по аудиотехнике High End, писатель, ведущий передачи «СтереоПравда». На выставке Hi-Fi & High End Show 2024 в Екатеринбурге он поделился своим мнением о перспективах импортозамещения в сфере High End Audio: с одной стороны, предпосылок к успеху нет, с другой — есть неучтенный фактор. Подробности в материале DK.RU.

Справка DK.RU:

 
В 1993 г. Михаил Кучеренко вместе с друзьями открыл в Москве магазин High End Audio «Пурпурный регион». В 2003 г. учредил компанию «СтереоПравда». С его слов: в принципе, она занималась изначально тем же самым — дистрибуцией довольно известных американских марок в сфере High End Audio. С 2015 г. занялся производством и продажей ушных мониторов. В 2020 г. в свет вышла его книга «СтереоПравда: Неполиткорректная история High End Audio», он написал ее на двух языках — русском и английском.
 

Из истории аудиотехнологий — что такое High End Audio

— Перечень аудиотехнологий значительный. У каждой из них своя задача, каждая создана для соответствующих условий — есть автомобильное аудио, промышленное, профессиональное (для студий звукозаписей, озвучивания больших пространств), есть массовая аудиотехника, есть высокий сегмент — High End Audio.  

High End Audio появилось в конце 1970-х гг. прошлого века. Американская промышленность в 50-х решила, что ниже всякого достоинства заниматься всякой бытовой ерундой типа аудио и, по сути дела, отдала это направление в аудиотехнике на откуп японским компаниям.

Японские корпорации продвигали свою технику не с точки зрения тонкой передачи звука, а, скорее, как некий товар широкого потребления. Но чем сложнее музыка, тем сложнее должно быть устройство для ее воспроизведения, конвейерный товар для этого не годится. Это понимали только любители. Они и стали коагулировать соответствующее сообщество и создавать представление о том, какая техника им нужна.

И вот в конце 1970-х в США создались условия, при которых пресса, гаражные производители-энтузиасты и сообщество людей, которые хотели приобретать особую аппаратуру, сложилось в некое направление под названием High End Audio.

В последующие годы в Америке сложилось представление — что нужно для этой аппаратуры с точки зрения конструкций и маркетинга. Пресса, которая тогда несла ответственность перед читателями, описывала это в рамках набора представлений, а потребитель читал и покупал — то есть сложилась некая гармония, способствующая развитию рынка.

В 1992 г. я был в Сан-Франциско в гостях у друга, увидел у него на столе журнал «Стереофайл» и ничего не понял — странная реклама техники, похожей на ту, что мы в НИИ выкидываем на помойку, и умопомрачительные цены… Это журнал, посвященный высококачественному аудиооборудованию и выдающимся звукозаписям. В СССР об этом никто ничего не знал, и когда после оно всем свалилось на голову, его так никто и не понимал — ни журналисты, ни потребители.

В 1990-е и в 2000-е мы ездили на основные выставки High End Audio по всему миру. И, согласно моим наблюдениям, основная масса представителей нашей индустрии в большинстве своем либо не говорит на английском языке, либо не испытывает глубокого интереса к этой теме. High End Audio для США — это такое же органичное явление, как мода для Франции или культ еды для Италии, в России же органичного проникновения High End Audio в общество не произошло изначально.

Импортозамещение? Нет, не видели. High End Audio в России. Наши дни.

— Многие компании становятся все более и более респектабельными представителями индустрии. В Екатеринбурге это Василий Петрик (основатель компании Петрик Аудио), например. Но в целом в нашей среде пока нет гармоничного восприятия культуры High End Audio на уровне производителей, как в западной школе. Не сложилось.

Компания «Аудиомания» сейчас возрождает российский бренд «Радиотехника». Артем Фаермарк — основатель этой компании — глубоко и хорошо понимает технологии, сотрудничество компании с Прибалтикой и Финляндией заложило основу под производство серьезных продуктов, но потом, как это часто бывает в России, то понос, то золотуха, то обстоятельства, из-за которых с западными партнерами взаимодействовать стало гораздо сложнее. Теперь приходится черпать ресурсы изнутри — опираться на свои интеллектуальные и производственные наработки.

Чтобы заниматься импортозамещением, все-таки должны быть две причины — либо ты делаешь уникальный продукт по уникальной технологии (в России этого пока не наблюдается), либо создаешь продукт, соответствующий по качеству общепризнанным эталонам, но гораздо дешевле — я этого тоже пока не наблюдаю.

TDA-AUDIO показывают симбиоз профессионального аудио и аудио, адаптированного для бытовых помещений размером больше среднего по адекватной цене. Пара колонок в контексте High End Audio стоимостью 1 млн руб. ни у кого не вызывают оцепенения.

По их мнению, в целом сейчас удачный момент для профессиональной компании зайти на рынок бытового аудиопродукта, но проблема в том, что, переориентировавшись с Запада на Восток, мы поменяли шило на мыло. Раньше конкуренция исходила от европейских и американских компаний, сейчас европейские и американские компании вроде как ушли, но их место заняли китайские — получается хрен редьки не слаще.

Я считаю, для того чтобы мы перешли на новый уровень разговоров об импортозамещении, наверное, должен сложиться ряд обстоятельств — производителям надо определиться с тем, чем они занимаются. Если это High End Audio, то, наверное, есть необходимость пройти какую-то определенную школу, а не делать с бухты барахты черт-те что и сбоку бантик и потом говорить, что «у меня играет, у остальных не играет».

По моему мнению, самым удачным примером производства High End Audio в России, который имеет мировую известность, является компания Lamm Industries, основанная Владимиром Ламмом (Шушуриным). Он наладил все контакты с прессой, дилерами, понял, что от него требуется, развивался в своих музыкальных вкусах. Прожив около 30 лет в США и добившись в своей деятельности апофеоза, к сожалению, в прошлом году он скончался, но он представляет собой пример успешного российского инженера, который добился всего, что только можно, в High End Audio.

Сейчас я вокруг наблюдаю людей, которые просто не хотят учиться. Первое что надо сделать — преломить пренебрежительное отношение к существующей на Западе профессиональной среде и заставить себя пройти определенную школу, погрузиться в это сообщество, ездить на выставки, внимательно изучать существующие материалы, выработать у себя почтительное отношение к этому и вкус. Надо научиться говорить на языке, на котором говорят в этом сообществе, на те темы, на которые там говорят.

Окно в музыку для будущих поколений. Как создать условия для импортозамещения

— Очень многое в этой среде зависит от политики государства, если мы говорим о реальном эстетическом воспитании, а не о пускании пыли в глаза. Я не вижу ничего оторванного от реальности в том, чтобы в школах по аналогии с компьютерными классами оборудовать музыкальные.

В музее Чайковского в городе Клин еще во времена СССР была специальная комната для прослушивания с лучшей аппаратурой, которая могла быть там — производства Венгрии или ГДР. Ты мог заказать любое произведение Чайковского и специально для тебя его ставили на студийном магнитофоне.

На мой взгляд, справедлива поговорка о том, что все слушают ту музыку, которую они слушали в 14 лет. С двух до пяти лет у человека открывается окно, в которое влетает родной вербальный язык, с 14 до 20 другое — в него влетает родной музыкальный язык.  

Создание музыкальных комнат — одна из перспектив отечественного импортозамещения. Но под это должна быть государственная программа, которая бы ставила в приоритет качественное музыкальное образование, для которого нужна индустрия качественной музыкальной техники.

Перед пандемией на форуме в Санкт-Петербурге обсуждался проект новой екатеринбургской филармонии, бюджет — миллиард долларов. Если государство выделяет такие колоссальные деньги на музыкальные проекты, то почему бы не вкладывать их в школы?

Нigh End Audio всегда был отдан на откуп частным предпринимателям. В результате мы находимся на маленькой выставке с одной тысячей посетителей на миллионный город. С одной стороны, тут олигархические демонстрации непонятно для кого, с другой — непотребный ширпотреб.

Ситуация не изменится, пока не изменятся вводные — нужна государственная программа или меценаты. В России были примеры, когда частные лица вкладывали в культуру миллиарды.  

Индустрия гаражных любителей. Неучтенный фактор

— Поговорка голь на выдумки хитра была придумана специально для России. В нашем случае отсутствие ресурса может подстегивать к каким-то интересным решениям, но для того, чтобы эти решения превращались в импортозамещенный, полностью российский продукт, предпосылок нет. Когда они появятся — неизвестно.

Когда технологии High End Audio расцвели в США, кроме них, другие потребительские технологии можно было пересчитать по пальцам одной руки — телевизор, телефон да холодильник. Уже в 2017 г. на выставке в Лос-Анжелесе на фоне других технологий аудио ушло на задворки.

Для High End Audio как бутиковой индустрии не нужны бешеные вложения — достаточно $1 млн.  К тому же в High End Audio будущее в прошлом — то есть много технологий, которые имеют свойства возвращаться и получать новый виток развития.

Меня часто спрашивают на подобных выступлениях: а вы слышали про дядю Васю из Вологды, он такое делает! Есть много разных умельцев, которые у себя в гараже делают качественное аудиооборудование. Возможно, у нас в стране есть целая индустрия, о которой мы просто даже не знаем, потому что она существует на уровне отдельных мастеров.

Иллюстрации: группа в VK Hi-Fi & High End Show 2024 

Издание «Деловой квартал» | DK.RU выступало ведущим региональным информационным партнером выставки Hi-Fi & High End Show Урал.

Читайте также на DK.RU: Пластинки, CD и кассеты возвращаются. Почему музыка на носителях снова популярна?

«Это была моя мечта с 1998 года». Зачем предпринимателю свое ТВ, радио и издательство?