Меню

«Путь на Ближний Восток может быть более сложным и тернистым, чем в Западную Европу»

Андрей Беседин. Иллюстрация: Предоставлено Уральской ТПП

Президент Уральской ТПП Андрей Беседин — о том, чем ОАЭ привлекают уральских предпринимателей и какая страна может стать новым партнером выставки ИННОПРОМ.

О том, что Объединенные Арабские Эмираты станут страной-партнером ИННОПРОМ, стало известно в начале текущего года. Тогда Денис Мантуров, ныне занимающий пост первого зампреда правительства РФ, заявил, что отношения между нашими странами вышли на новый уровень. А товарооборот в 2023 г. превысил $10 млрд. Региональная статистика подтверждает, что уральский бизнес также настроен на сближение с этой страной. По данным Уральского таможенного управления, товарооборот УрФО с ОАЭ за последние два года увеличился в 2,6 раза.

С кем сегодня сотрудничает уральский бизнес, чем ему интересны Эмираты и с какими вызовами сегодня сталкиваются экспортеры — в интервью DK.RU рассказал президент Уральской ТПП Андрей Беседин.

От Китая и Индии — до Арабского мира

После введения санкций западные компании артикулировано заявили о своем уходе, но большая часть из них вернулась, поскольку не хотела терять рынок, отмечает Андрей Беседин:

— Конечно, все они понимают политическую ситуацию, оценивают свои риски — те, кто вводил санкции, за ними пристально следят. Поэтому торговля, в основном, идет через партнеров в третьих странах, которые, кстати, очень хорошо на этом зарабатывают.

Естественно, в последние годы наши компании стали активнее искать новые рынки сбыта и почувствовали, что их продукция интересна и востребована во многих странах. Мы умеем партнерствовать и нам есть что предложить. Мы самая богатая страна с точки зрения природных ресурсов и территорий. Мы реализуем амбициозные инфраструктурные проекты. Поэтому, конечно, на место тех, кто поставил с нами сотрудничество на паузу, приходят другие.

  • Сегодня главный партнер для нас — Китайская Народная Республика.

Ее отличает мощная экономика и стремление развивать отношения с Россией. Представители этой страны умело используют сложившуюся ситуацию, осознавая, что наше сотрудничество приносит выгоду и им.

  • Еще один важный вектор сегодня — страны Юго-Восточной Азии, и прежде всего Индия.

Это не только большой, почти полуторамиллиардный потребительский рынок, сопоставимый с Китаем, но и динамично развивающаяся экономика. И если в Китае экономика уже достигла определенных высот, то в Индии она сейчас как раз находится на подъеме. И для Свердловской области здесь открываются хорошие перспективы.

В силу того, что во время Великой Отечественной войны к нам были эвакуированы многие заводы с западных границ СССР, концентрация промышленных предприятий в нашем регионе превышает среднюю цифру по стране в четыре с половиной раза. Мы не монорегион, как некоторые другие, мы выпускаем широкий спектр металлургической и машиностроительной продукции. У нас высокая концентрация научных умов, большое количество профильных научных институтов. Индийские и китайские коллеги считают наши разработки передовыми. Также мы являемся сильным производителем продукции повседневного спроса.

  • Третье направление, о котором стоит сказать, — это Турция и Иран.

Турция, кстати, продолжает с нами сотрудничать, несмотря на колоссальное давление стран Евросоюза и США. А Иран сейчас стремится развивать с Россией партнерство по крупным проектам, в первую очередь их интересуют наши разработки современного высокотехнологичного оборудования. На мой взгляд, здесь мы упустили время: страна более 40 лет находится под санкциями, но за последние 20 лет серьезно шагнула вперед с точки зрения технологического развития и научилась обходиться без посторонней помощи.

  • Мы начинаем активнее двигаться в сторону арабского мира, к которому присматривались долгое время.

Уже есть компании-первопроходцы, которые успешно ведут бизнес в этом регионе. В первую очередь предприятиям интересно взаимодействовать с ОАЭ и Саудовской Аравией. За последнее время состоялось несколько бизнес-миссий в этот регион с участием  представителей власти и бизнеса Свердловской области.

Несмотря на то, что Россия уже несколько лет старается сблизиться со странами Ближнего Востока, мы находимся в самом начале пути. И велика вероятность, что это будет более сложный и тернистый путь по сравнению с тем, что мы проходили, налаживая отношения с Западной Европой. Все-таки ментально у нас с европейцами больше общего. А в страны Ближнего Востока мы пробиваемся, находясь в хвосте очереди желающих найти свое место на этом рынке. Но с каждым новым визитом в эту страну мы проходим определенные барьеры и фильтры и закладываем фундамент для дальнейшего сотрудничества.

В ОАЭ нужно работать вдолгую

По словам Андрея Беседина, Эмираты — привлекательный рынок. Прежде всего, это связано с динамикой развития экономики, которая поддерживается инвестициями, в частности, со стороны государства. Кажется, что здесь есть неиссякаемые возможности для предложения товаров и услуг. Еще один важный момент заключается в том, что ОАЭ фактически — союз самостоятельных государств. И, выходя на рынок одного из них, получаешь возможности для работы с остальными.

Как уральский бизнес выстраивает работу на рынке ОАЭ?

— Сегодня у бизнеса есть две модели взаимоотношений с этой страной.

  • Первая — предложение своей продукции или услуг в этой стране. Проще всего сделать это с помощью партнера — профессионального дилера или дистрибутора, который хорошо знает рынок и основы его законодательства.
  • Вторая модель — перемещение своего производства в ОАЭ. Это сложнее, но значительно перспективнее, поскольку дает возможность компании стать мировым игроком и выстраивать свою деятельность вне зависимости от санкций. Тем более что Эмираты поддерживают тех, кто инвестирует в развитие их экономики.

Безусловно, наши предприниматели сталкиваются с определенными трудностями на этом рынке. Прежде всего — из-за различий в менталитете. К сожалению, многие инициаторы развития отношений с ОАЭ не знакомы с местным рынком, традициями, деловой этикой и законодательством. Мы хуже понимаем арабских партнеров, поскольку живем в разных культурах. Можно легко допустить ошибку в переписке или во время встречи — и не сразу понимаешь, что именно ты сделал не так. 

Кроме этого, предпринимателям нужно помнить, что это специфический рынок, не вся продукция здесь будет востребована.

Другие важные черты, характерные для этого рынка, — более жесткая система налогообложения, более серьезный контроль бизнеса со стороны правоохранительных органов, сложная система лицензирования видов деятельности. Если в России можно создать компанию с уставным капиталом в 10 тыс. руб. и многостраничным списком ОКВЭДов, то в Эмиратах все очень строго — вам придется долго доказывать свой профессионализм.

Все это требует от наших компаний неторопливого, взвешенного подхода. Да, было бы легче зайти на этот рынок 40–50 лет назад, когда здесь строили дома из профлистов, прикрученных друг к другу проволокой. Сейчас на этом рынке бьются Китай, Япония, Южная Корея, сильные европейские страны. Закрепиться стало непросто. И мы уже видим, что некоторые компании, не получив быстрого эффекта, откатились. Тем не менее большинство настроено работать вдолгую и осознает перспективы сотрудничества с этой страной.

Не готов говорить о конкретных кейсах — из-за санкций наш бизнес старается не афишировать свои экспортные проекты. Но статистика показывает, что с каждым годом их становится все больше. Так, в 2023 г. количество российских компаний, открывших бизнес в Эмиратах, выросло в 4,5 раза относительно 2022 г. А 2024 г., по прогнозам, количество российских компаний, открывших бизнес в этой стране, может вырасти еще в два раза к 2023 г.

Что мы можем предложить ОАЭ? В каких сферах сотрудничество может стать наиболее плодотворным?

— Прежде всего, это сфера технологий. Есть миф о том, что Россия проигрывает в интеллекте, но на самом деле это не так — глубина и количество наших разработок не уступает ни западным, ни восточным странам, просто пока мы не научились их коммерциализировать.

Затем сфера медицины и медицинского оборудования, фармакологии. Там востребованы разработки, связанные с лечением диабета, аппараты ИВЛ, оборудование для родовспоможения.

Также Эмиратам интересны разработки, связанные с энергетикой. В нашем регионе производится целый спектр продукции — от трансформаторов до турбин. Мы делаем офисные, операционные и производственные светильники, оборудование для уличного освещения.

В ОАЭ востребовано все, что связано с IT и логистикой. Особенно необходимы такие решения Дубаю — городу с развитой логистической инфраструктурой, современными портами и аэропортами, который находится на пересечении ключевых торговых маршрутов между Европой, Азией и Африкой. 

В отличие от устоявшегося европейского рынка, экономика Эмиратов динамично развивается, нужно постоянно следить за свежими инициативами. Например, еще 20 лет назад никто не мог подумать, что ОАЭ понадобится большое количество холодильных установок для открытия одного из крупнейших в мире горнолыжных курортов под крышей.

Экспортеры относятся к проблемам философски

Несмотря на политическую ситуацию, предприятия Свердловской области не теряют экспортные амбиции и стремятся реализовать свою продукцию с минимальными рисками за хорошую цену, чтобы получить возможность развиваться дальше.

С какими вызовами они сегодня сталкиваются экспортеры? И с какими запросами обращаются в Уральскую ТПП?

— Основная проблема, с которой сталкиваются все экспортеры, — обнуление результатов многолетней работы. В то, чтобы выстроить отношения и позиционирование на рынке, было вложено много времени, сил и денег. Сейчас приходится начинать все с нуля, в нынешних условиях это очень непросто — доступ ко многим рынкам перекрыт, а значительная доля компаний, заинтересованных в приобретении нашей продукции, боится с нами сотрудничать из-за угрозы вторичных санкций.

Сейчас многие местные компании обращаются в Уральскую ТПП для того, чтобы найти новых партнеров, — такие запросы мы получаем чаще всего. На втором месте — запросы о проверке партнеров, которых компании нашли самостоятельно.

Третье — выстраивание логистических маршрутов, поскольку из-за санкций приходится осуществлять поставки очень длинным путем. Также у компаний есть сложности со страхованием грузов. Некоторые сталкиваются с невозможностью фрахтовать суда определенного типа.

И, пожалуй, самая серьезная проблема — банковские переводы. Мир большой, глобус круглый, найти обходной путь для перевозки груза возможно. Но какой в этом смысл, если нет возможности рассчитаться? Да, удается работать с дружественными странами — Турцией, Казахстаном, Узбекистаном, но по несколько раз в неделю мы слышим, что кто-то из них приостанавливает прием платежей. Это несет большие неудобства и серьезные имиджевые издержки.

Мы в России уже относимся к этой ситуации философски и понимаем, что это происходит не из-за злого умысла контрагентов.  Но если говорить, например, о наших партнерах в Эмиратах, они к таким ситуациям относятся очень болезненно.

Каждый год во время  ИННОПРОМ звучат разные гипотезы о том, кто может стать партнером выставки в следующем году. По вашему личному мнению, какие страны могут оказаться в этом статусе?

— Велика вероятность того, что будет продолжен курс на Ближний Восток. Партнером выставки может стать Иран, — как я уже отметил, эта страна заинтересована выстраивать сотрудничество с Россией в сфере технологий. Также это может быть Саудовская Аравия.

Если рассматривать африканские страны, есть три варианта — ЮАР, Египет и Алжир. Я склоняюсь к Южноафриканской республике, поскольку сейчас наши дипломатические отношения находятся на высоком уровне: в Москве работает Посольство ЮАР в России, на Урале открыт институт Почетного консула — его возглавил очень серьезный предприниматель. С каждым годом находятся новые точки соприкосновения.

Думаю, что Россия будет активнее работать с Латинской Америкой.  В этом регионе нам интересны несколько стран. Бразилия и Аргентина вряд ли станут странами-партнерами ИННОПРОМ, но Венесуэла — вполне вероятный вариант. 

Из европейских стран, пожалуй, можно выделить только Венгрию. Она неоднократно  представляла национальную экспозицию на ИННОПРОМ, а несколько лет назад на Урал даже приезжал министр иностранных дел и внешней торговли Петер Сийярто. Но при всем желании венгров налаживать отношения с Россией из-за санкций у них нет такой возможности.

И, честно говоря, шутки шутками, но я бы не сбрасывал со счетов Северную Корею. После разделения Кореи на Северную и Южную две трети промышленности остались в северной части — это и металлургические, и машиностроительные предприятия. При всей своей специфике они развивают атомную отрасль, ракетостроение. Такой фанатичной мотивации на прорыв сейчас нет ни в одной стране мира. Но для выстраивания сотрудничества России и Северной Кореи необходимы определенные политические решения.

Ранее на DK.RU: 

>>> Отрежут ли США Россию от китайских товаров — Екатерина Кизевич

>>> «В России потребителей премиум-товаров немного. Поэтому экспорт был очевидным шагом»