Меню

«Затраты на инженерные сети в "чистом поле" могут быть дороже, чем весь проект»

Иллюстрация: ПРО-БИЗНЕС-ПАРК

Индустриальные парки Екатеринбурга почти заполнены, а за Кольцевой автодорогой выбраны все мощности по электричеству и газу. Как в этих условиях расти местным предприятиям?

Промышленность Екатеринбурга стремительно растет — за прошлый год объем производства увеличился на 25,5%. Такую динамику обеспечили не только предприятия ОПК, но также малые и средние производства — многие из них смогли нарастить объем заказов и занять новые ниши с уходом с российского рынка западных компаний. В этих условиях обострилась проблема, существующая в городе много лет: для того чтобы отвечать на современные вызовы, предприятиям нужно расширяться, но строить новые производства негде — в Екатеринбурге и пригороде практически не осталось свободных площадок, обеспеченных инженерными сетями.

ПРО-БИЗНЕС-ПАРК, который за последние годы помог вырасти многим местным компаниям, организовал круглый стол, пригласив к диалогу представителей ведущих деловых объединений, банков, девелоперов, органов власти и, конечно, самих предпринимателей. Соорганизатором выступил DK.RU. О том, какие пути решения проблемы видит уральский бизнес, — читайте в нашем материале.

Что ограничивает рост

Сегодня главной проблемой, препятствующей развитию компаний, большинство предпринимателей считает нехватку квалифицированных кадров. В топе также — недоступность финансовых ресурсов, отсутствие необходимых поставщиков технологий, оборудования и комплектующих. При этом каждый десятый руководитель компании говорит о том, что для ее роста критически важно получить земельный участок, обеспеченный инженерной инфраструктурой. Таковы результаты опроса, который в конце прошлого года провел Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей.

— Если сравнить результаты наших опросов бизнеса относительно планов по инвестициям, мы увидим, что приоритеты компаний изменились. Если в 2022 г. две трети компаний планировали инвестировать в модернизацию оборудования, и меньшая часть респондентов говорила о планах по переоборудованию производственных площадей, капремонту и строительству,то по итогам 2023 г. на треть выросла доля компаний, которые планируют вложиться в строительство и капитальный ремонт, — рассказал первый вице-президент СОСПП Александр Породнов.

Вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Даниил Мазуровский отметил: чтобы предприятия быстрее наращивали мощности, им нужны площадки, обеспеченные необходимой инженерной инфраструктурой, куда можно оперативно переехать и подключить оборудование.

С учетом политической ситуации и того, что потенциал импортозамещения еще не исчерпан, мы предполагаем, что рост промышленности будет продолжаться в ближайшие пять лет. Для роста предприятий нужны меры поддержки. Да, сегодня неплохо работает Фонд развития промышленности, есть некоторые финансовые инструменты, но они, прежде всего, доступны крупным компаниям — малому и среднего бизнесу попасть в эти программы непросто. Многие предприятия изучают и внедряют инструменты бережливого производства, это позволяет повысить эффективность без больших инвестиций в техперевооружение. Но большого прироста объемов производства это не даст — максимум в полтора раза. Другой вариант — роботизация: здесь резервы есть, но они также небезграничны. А что делать предприятию, которое в этом году получило заказов в пять раз больше, чем в предыдущем? Единственный выход — строить новые цеха.

Проблему нехватки производственных площадей подтвердила начальник отдела промышленной политики и развития предпринимательства департамента промышленной и инвестиционной политики администрации Екатеринбурга Татьяна Булаева. По ее словам, почти каждый второй руководитель предприятия, который обращается за поддержкой в департамент промышленной и инвестиционной политики или подконтрольный ему Екатеринбургский центр развития предпринимательства, просит помочь найти площадку для размещения производства.

Раньше городские власти часто советовали обратить внимание на существующие в городе индустриальные парки. Но резервы площадей в ПРО-БИЗНЕС-ПАРКе и других частных парках заканчиваются. А технопарк «Университетский» заполнен на 100%, и уже сформирована очередь на места, которые в перспективе могут освободиться.

Какие площадки нужны предприятиям

Как рассказала руководитель проектов технопарка «Университетский» Александра Терлыга, в настоящий момент он предоставляет своим резидентам офисные, лабораторные и производственные площади, однако 100% заполняемость площадей не дает быстрой возможности организовать или расширить производство. Поэтому резиденты подыскивают подходящие площадки самостоятельно — так, например, «Реиннольц» и «БиоМикроГели» арендовали помещения недалеко от офиса, в промзоне Ново-Свердловской ТЭЦ. 

— Мы понимаем, что у компаний, которые уже несколько лет работают в технопарке, скоро также возникнет необходимость в запуске производств или увеличении текущих — для них мы запланировали строительство производственных помещений на нашей территории. Если говорить о пожеланиях резидентов, сегодня им необходимо, чтобы помещение не только было обеспечено инженерными коммуникациями и там соблюдался подходящий температурный режим. Важно, чтобы производство находилось рядом с офисом компании, а сотрудники могли без труда до него добраться, оставить автомобиль на парковке, а также сходить в столовую или на прогулку в обеденный перерыв, — отметила Александра Терлыга.

Опытом подбора промышленной площадки для расширения своей компании поделился Константин Филютич, директор по продажам компании «Энсонс», которая занимается производством электротехнического оборудования:

Для нас было принципиально важно соблюсти несколько условий. Прежде всего, мы искали помещение, в котором можно установить кран-балку на 15-20 тонн — и оказалось, что это серьезная проблема, потому что все объекты, которые мы осматривали, были построены еще в советские годы, что вызывало определенные опасения. С учетом того, что высота нашего оборудования порой достигает 3,5м, нам нужно было найти помещения, высотой более 10 м. Также нам было важно иметь возможность хранить продукцию на улице и погружать ее там в большегрузы. Иметь бесперебойное электроснабжение и теплоснабжение, хорошую транспортную доступность и парковку. Еще один важный момент — мы старались найти площадку, на которой сможем постепенно наращивать свои мощности. Потребность в этом может возникнуть в будущем — сейчас мы переживаем динамичный рост.

По словам генерального директора компании Cross Development Group Олега Кудрявцева, последние годы девелоперы в основном строят коммерческую недвижимость в формате Built-to-suit и Built-to-rent, но это объекты более 8-10 тыс. кв. м. Спекулятивных проектов для продажи или аренды производственных площадей практически нет. С учетом того, что финансовые возможности производственных компаний ограниченны, площадь наиболее востребованных объектов — от 500 до 3000 кв. м.

Запрос на объекты промышленного назначения в Екатеринбурге есть не только у местных компаний, но и у иногородних игроков. Вместе с ними на рынок приходят новые тренды.

— Один из таких трендов — формирование хабов по интересам в 20-30 км от мегаполиса, где можно создать складские, производственные и имущественные комплексы для группы предприятий, которые дополняют друг друга. При этом до хабов должно быть удобно добираться — проблемы транспортной доступности могут усугубить кадровый вопрос, — говорит соучредитель агентства недвижимости «Этажи. Екатеринбург» Алексей Осинцев.

Как снизить затраты на инфраструктуру: предложения бизнеса

Одной из ключевых проблем, которые мешают компаниям выбрать новую площадку для развития, остается отсутствие инженерной инфраструктуры. Как рассказал сопредседатель отделения «Деловой России» Александр Кошкин, сейчас в 20-30 км зоне от Екатеринбурга наблюдается не только дефицит площадок, но и дефицит мощностей — при переезде на такие участки требуются весомые вложения и время на подведение сетей. А для малого и среднего предприятия критически важно быстро выйти на новую площадку и начать работать.

Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда есть инженерная инфраструктура, но нет транспортной или наоборот – нет мощностей, но есть дороги. А некоторые площадки для строительства представляют собой чистое поле: иногда подвести туда сети — дороже, чем реализовать весь инвестпроект. В такой ситуации предпринимателям нужна кооперация: либо им необходимо развивать земельный участок совместно с единомышленниками, либо нужно создавать на таких землях индустриальные парки, — отмечает Александр Кошкин.

С похожими проблемами сталкиваются и городские власти, которые пытаются помочь предпринимателям. По словам представителя горадминистрации Татьяны Булаевой, власти готовы поддерживать бизнес в подведении инфраструктуры к промышленным площадкам, сейчас даже прорабатывается возможность создания муниципально-частных индустриальных парков в разных частях города для МСП:

— Предполагается, что администрация будет обеспечивать организационную поддержку проекта, а частная управляющая компания совместно с резидентами самостоятельно вкладываться в обеспечение инфраструктуры. В качестве пилотной площадки рассматривали участок в районе аэропорта Кольцово на 19 га, но оказалось, что он не обеспечен должной инфраструктурой, в частности, туда не проведено электричество, а затраты на подведение сетей будут намного выше, чем могут себе позволить частные партнеры.

Гендиректор Cross Development Group Олег Кудрявцев подтвердил, что затраты на инфраструктуру действительно высоки, но с учетом того, что проблема усугубляется и Екатеринбургу грозит инженерный коллапс, многие инвесторы готовы участвовать в подведении сетей и строительстве дорог:

За периметром Екатеринбургской кольцевой автодороги инженерной инфраструктуры практически нет — все мощности по электричеству и газу выбраны. Инвесторы строят объекты инфраструктуры по договору ГПХ, но после этого встает сложный вопрос их приемки и ввода в эксплуатацию сетевыми компаниями. Сегодня стандартный срок подключения к сетям составляет 18 месяцев. А любой инвестор стремится построить объект за 12 месяцев — то есть, мы уже изначально выпадаем за рамки требований инвесторов, и вынуждены существенно сдвигать сроки запуска производства.

Государственно-частное партнерство

Участники круглого стола сошлись в том, что эффективнее всего развивать площадки централизованно — выбирать земельные участки с удобной транспортной доступностью, подводить к ним сети и развивать на их территории индустриальные парки.

Первый вице-президент СОСПП Александр Породнов отметил, что есть три варианта развития таких проектов. Первый — строительство промышленных парков за государственные деньги, как это было с «Университетским», второй — реализация полностью частных проектов, как ПРО-БИЗНЕС-ПАРК, третий — государственно-частные проекты, где государство помогает бизнесу и берет на себя какие-то издержки.

Представитель союза отметил, что варианты с участием бизнеса были бы наиболее оптимальными — тем более что в регионе уже есть успешные проекты. Например, ПРО-БИЗНЕС-ПАРК не только обеспечивает инженерными сетями и сервисными услугами, но также помогает построить новый производственный корпус, наладить производственные процессы максимально эффективно и найти новых партнеров по бизнесу в шаговой доступности.

Модератор круглого стола, генеральный директор «ПРО-БИЗНЕС-ПАРКа» Денис Ремезов отметил, что без участия государства проекты, подобные его индустриальному парку, реализовать сложно, а срок их окупаемости может превысить 10 лет:

— Думаю, что в широком смысле государственно-частное партнерство — это оптимальный вариант. Необходимо лишь определить, какая часть вопросов в этой финансовой модели будет возложена на государство, а какая — на бизнес. Мы уже имеем примеры подобных проектов — особые экономические зоны, где государство предоставляет площадки с инженерной инфраструктурой, а крупные застройщики занимаются строительством объектов. Изначально соотношение государственных и частных технопарков составляло 50/50. Однако сейчас баланс смещается в сторону частных. Из-за рыночной конъюнктуры и высокого спроса на рынок активно заходят застройщики, в том числе, которые раньше строили жилье. Однако остается необходимость решения вопросов, связанных с сетями — эти вопросы нужно проработать с государством, сетевыми компаниями и финансовыми институтами.

Управляющий Свердловским отделением Сбербанка Владислав Шиленко высказал мнение, что нужно брать пример с Москвы, где власти активно перемещают и объединяют промышленные площадки в границах города, создавая хабы:

Это делается исходя из двух факторов. Во-первых, новые промышленные мощности позволяют повысить собираемость налогов в бюджет. Во-вторых, это необходимо для развития городской среды — в Екатеринбурге работа в этом направлении пока несистемная, если проанализировать, то можно увидеть, что существующие площадки разбросаны по городу. Если бы власти города и области рассмотрели возможность строительства объектов для дальнейшей покупки или аренды с госучастием, это позволило бы привлечь в город дополнительные инвестиции и налоговые поступления. Считаю, что нужно объединить усилия государства, частных банков и бизнеса, и вместе работать над развитием инфраструктуры.

Заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Сергей Кисеев отметил, что бизнес Екатеринбурга все активнее инвестирует в основные средства, оборудование и недвижимость — всего в прошлом году фонд обеспечил поручительства по кредитам на сумму 36,8 млрд руб., и около 30% от этой суммы пошло на приобретение основных средств:

— Сегодня конкуренция между регионами усиливается — предприниматели принимают решение о перемещении своих производств в территории с более низкими налоговыми ставками. Среди компаний, с которыми мы работаем, есть те, кто переезжает в Москву и соседние регионы. Поэтому нужно активнее создавать условия для развития бизнеса в Екатеринбурге, чтобы предприниматели продолжали работать в нашем городе.

Реклама. ООО «УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» ИНН 6671382743 erid:LjN8KGkUE