Меню

Реклама в запрещенной соцсети принесла в бюджет 848 млн руб. налогов. Ее хотят запретить

Иллюстрация: сгенерирована в сервисе artguru.ai

Бюджет может лишиться до 1 млрд руб. налоговых поступлений в год, если будет принят внесенный в Госдуму законопроект о запрете для блогеров рекламной деятельности в американских соцсетях.

По итогам 2023 г. в бюджет России поступило 848 млн руб. налогов с рекламы в заблокированной соцсети Instagram (принадлежит американской корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской). Причем эти выплаты относятся только к тем блогерам, которые входят в состав Ассоциации блогеров и агентств (АБА), передают Известия. При анализе учитывались НДС, налог на прибыль и др.

Общий объем налоговых поступлений может быть существенно больше, так как в АБА представлено только 80% российского рынка блогеров, отмечают в самой ассоциации.

Примечательно, что на прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект о запрете для блогеров рекламной деятельности не только в Instagram, но и в заблокированной соцсети Facebook, которую контролирует та же признанная экстремистской Meta.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, «вводимое регулирование является актуальным и обоснованным, поскольку мониторинг противоправных информационных ресурсов со стороны государства показал продолжающуюся финансовую активность при движении доходов от распространяемой рекламы в пользу владельцев таких информационных ресурсов, иных заинтересованных лиц, как правило, не являющихся резидентами» РФ, которые совершают «провокационную деятельность и недоброжелательные действия в отношении интересов» России.

Стоит добавить, что после февраля 2022 г. руководство обозначенных соцсетей закрыло возможность использования рекламных кабинетов для регистрантов из России. Таким образом, размещенный блогерами контент привлекает только органический трафик — это своего рода гарантированная защита от накруток, что делает такой контент еще более ценным для рекламодателей.

АБА и российский Совет блогеров выступили против законопроекта. Участники отрасли считают, что новые инициативы направлены на ограничения возможностей для развития этого рынка в России.

В целом к популярным блогерам в России всегда относились неоднозначно. Например, когда в 2021 г. крупнейшие банки стали использовать в качестве амбассадоров представителей треш-блогинга, их осудили многие видные представители бизнеса. Впрочем, были и положительные отзывы, сообщал DK.RU.

Не только блогеры привлекают внимание законотворцев. Известно, что еще в феврале 2024 г. рабочая группа в Госдуме начала подготовку законопроекта, призванного урегулировать деятельность интернет-коучей и «инфоцыган» — в связи с тем, что «количество злоупотреблений и нарушений прав потребителей неуклонно растет». По оценке организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива», число обманутых граждан в 2023 г. выросло на 68% по сравнению с 2022 г. А в TelecomDaily подсчитали, что годовой оборот этого рынка в РФ превышает 100 млрд руб. в год, рассказывал DK.RU.

Налоговые нарушения со стороны блогеров стали выявлять еще в прошлом году. Наиболее показательным является дело Елены Блиновской, известной широкой публике как автор так называемых «марафонов желаний». Ей вменяют легализацию 700 млн руб. и неуплату налогов на 900 млн руб. Затем начались проверки и так называемых «инфоцыган». Так, в конце 2023 г. был арестован Аяз Шабутдинов — бизнес-тренер обвиняется в мошенничестве. А в 2024-м дело дошло и до блогера и бизнес-тренера Дмитрия Портнягина: ему инкриминируют неуплату налогов в размере 124 млн руб. плюс пени и штрафы еще на 64 млн руб.