Регулятор обеспокоен, что кредиты на машины массово берут люди с высокой долговой нагрузкой. С 1 июля одобрение заявок от таких заемщиков резко сократится, вслед за этим пойдут вниз продажи авто.
Дилеры ожидают сокращения авторынка на 8–10% из-за вступления в силу 1 июля решения ЦБ по ограничению автокредитования и повышения надбавки к коэффициентам риска. «Известия» со ссылкой на ассоциацию «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) пишут, что средние ставки автокредитования могут подняться на 1,5–2% и достигнуть на машины с пробегом 22–27%, на новые — 19–24%. Это приведет к снижению выданных автокредитов как минимум на 10%.
ЦБ обеспокоен слишком высокими темпами роста авторынка и автокредитования. В I квартале 2024 г. число выданных займов подскочило на 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Зимой 2023-2024 гг. средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля достигла 2,9–3 млн руб., вслед за этим рос и средний размер автокредита.
На фоне скачка цен финансовые организации выдают займы гражданам с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН), то есть тем, кто уже тратит более 50% месячного заработка на выплаты по долгам. За I квартал 2024 г. доля таких кредитов составила 61%, что грозит стрессовыми сценариями для банковского сектора, — отмечают в ЦБ.
С 1 июля будут введены повышенные надбавки к коэффициентам риска для клиентов с высоким ПДН. Регулятор ожидает, что банки станут предоставлять меньше автокредитов заемщикам с высокой долговой нагрузкой, у кого на платежи уходит более половины дохода.
Вице-президент ассоциации РОАД Алексей Григорьев рассказал, что ужесточение требований к заемщикам и введение надбавок ЦБ может критично отразиться на продажах автомобилей:
Банки вынуждены поднимать ставки. По прогнозам, они увеличатся на 1,5–2% на автокредиты для всех клиентов, в том числе и для добросовестных. На машины с пробегом мы ожидаем ставки 22–27%, а на новые 19–24%. Особенно остро прочувствуют такие изменения потенциальные клиенты, планирующие взять займ на б/у автомобиль. Стоит ожидать снижения количества выданных автокредитов как минимум на 10%
Руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК «Альфа-Лизинг» Максим Давиденко согласен, что ужесточение условий кредитования приведет к падению продаж:
Большинство клиентов банков (27%) приобретают при помощи кредита иномарки с пробегом. 24% покупают новые автомобили, произведенные в Китае, а 3% — новые машины, ввезенные в Россию по параллельному импорту. Количество сделок уменьшится именно в этих сегментах.
Заместитель председателя правления Абсолют-банка Антон Павлов полагает, что ужесточение кредитования вряд ли существенно повлияет на рынок. Гораздо большее влияние на принятие решения о покупке автомобиля оказывают значительный рост цен на машины, в том числе из-за сохраняющегося дефицита. В целом люди спокойно относятся к высоким ставкам по кредитам:
Изменение затронет рынок, но в меньшей мере представительский и бизнес классы, а также люксовые автомобили.
Несмотря на возможное «охлаждение» спроса после 1 июля, в целом по итогам года реализация автокредитов может достичь 2,4 трлн руб., добавили в ВТБ.
Ранее DK.RU рассказывал, что ЦБ также намерен в этом году начать регулирование рынка рассрочки. Регулятор недоволен тем, что такие продукты предлагают не только профессиональные игроки финансового рынка, но и ритейлеры. В частности, Банк России настаивает, что сведения о рассрочке должны передаваться в Банк кредитных историй (БКИ).