Меню

За отсутствие ОСАГО прилетит штраф. Камеры начнут фиксировать нарушителей

Иллюстрация: freepik.com

Сейчас без ОСАГО ездит порядка 8–9% от 40 млн автовладельцев, полиса нет как минимум у 3,2 млн водителей. Штраф за отсутствие страховки — 800 руб. Камеры смогут фиксировать нарушение раз в сутки.

Минюст подготовил законопроект, который предполагает проверку наличия ОСАГО по камерам дорожного движения. Документ сейчас обсуждают все заинтересованные ведомства и представители отрасли, пишут «Известия».

Сейчас, по словам источника, нужно урегулировать три момента. Во-первых, принять поправки в КоАП, чтобы штрафы по камерам за отсутствие ОСАГО приходили не более раза в сутки. Во-вторых, разрешить возможные сложности с данными, которые содержат гостайну (например номера авто силовых структур). И третье — определить, в какие сроки выделят финансирование.

В Минфине подтвердили, что законопроект предусматривает внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях, сейчас эти поправки обсуждаются. И добавили, что сейчас штраф за отсутствие страховки составляет 800 руб. при средней стоимости полиса 7,7 тыс. руб.

Действующий размер штрафа несоизмерим и со стоимостью полиса, и тем более с ущербом, который может быть нанесен. В ведомство неоднократно поступали предложения увеличить штраф в 5–10 раз. Однако в министерстве считают более правильным усилить контроль, в первую очередь за счет введения проверки по камерам, — сообщили в ведомстве.

Российский союз автостраховщиков (РСА) подсчитал, что штрафы за отсутствие ОСАГО по камерам принесут 2 млрд руб. в бюджет ежегодно.

В МВД нет возражений по новому законопроекту. В ведомстве также добавили, что фиксация нарушений по камерам возможна сразу после принятия законопроекта.

Банк России также поддерживает ведение контроля за наличием ОСАГО с помощью дорожных камер.

Глава РСА Евгений Уфимцев рассказал, что сейчас без ОСАГО ездит порядка 8–9% от 40 млн автовладельцев. То есть полиса нет как минимум у 3,2 млн водителей. По данным гендиректора ООО «АСТ» Каро Карапетяна, доля автовладельцев без обязательной автогражданки даже выше — она достигает 14%. Больше всего таких водителей в Красноярском (21,1%) и Краснодарском краях (18,2%), а также в Новосибирской (17,3%), Ростовской (17,1%) и Омской (16%) областях, уточнил эксперт.

Запуск проверки ОСАГО по камерам — необходимая мера, говорит Евгений Уфимцев:

Особенно она актуальна в связи с последними изменениями. В конце июня Госдума приняла закон, который исключает такой полис из перечня документов, проверяемых при регистрации авто. Нужно предусмотреть альтернативные механизмы проверки. Таким инструментом могут стать дорожные камеры, — говорит эксперт.

Ранее DK.RU рассказывал, что Госдума в основном чтении приняла законопроект, по которому ОСАГО исключается из списка обязательных документов при постановке машины на учет. Изменения вступят в силу с марта 2025 г.

Участники рынка предполагают, что контролировать наличие ОСАГО  по камерам могут начать уже в 2024 г.

Это действенная мера. При этом, если и на второй день человек не купит полис, то он может снова получить штраф, — говорит гендиректор Национальной страховой информационной системы Николай Галушин.

Участники рынка также полагают, что следует значительно повысить штраф за отсутствие ОСАГО и приблизить его к годовой цене полиса.

Ранее DK.RU также рассказывал, что правительство поддержало законопроект о штрафах и лишении прав за опасное вождение, инициатива принадлежит председателю комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярославу Нилову. За опасное вождение (отказ уступить дорогу, «игру в шашечки», намеренное торможение «в пол» и т.п.) будут наказывать штрафом в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., а за повторное правонарушение можно лишиться прав на срок от одного до трех месяцев.