Меню

Курортный сбор в России хотят трансформировать в туристический налог

Иллюстрация: DK.RU

Внутренний туризм в стране растет, а средств на развитие инфраструктуры в бюджетах не хватает. В некоторых регионах уже действует курортный сбор, но он плохо собирается и администрируется.

Минфин предложил преобразовать курортный сбор (КС) в туристический налог, пишут «Известия». Предполагается, что ставка нового налога будет расти постепенно: в 2025 г. она составит 1% от стоимости проживания, каждый год будет добавляться по одному процентному пункту, к 2029 г. налог составит 5%.

Налогом будут облагаться места размещения туристов, соответственно, поступать он будет в муниципальные бюджеты. Ведомство считает, что так регионы получат дополнительные средства для развития туристической инфраструктуры. В Минфине подчеркивают, что необходимость введения туристического налоги и размеры ставок станут определять сами муниципалитеты.

Налог не будет исчисляться со стоимости услуги по проживанию некоторых категорий граждан, в том числе участников специальной военной операции, — добавили в ведомстве.

О возможности преобразования курортного сбора в туристический налог ранее сообщал министр финансов РФ Антон Силуанов. Он утверждал, что дополнительные налоги позволят выровнять социально-экономическое положение российских регионов при помощи трансфертов из федерального бюджета.

Сейчас в части регионов — в Крыму, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях — действует так называемый курортный сбор. Он был введен с 1 мая 2018 г.  Суть в том, что каждый субъект РФ может принять самостоятельное решение о введении КС и взимать с каждого гостя определенную сумму, но не более 100 руб., в сутки. С 1 апреля 2024 г. в перечень участников, применяющих КС, включили Санкт-Петербург. Собранные средства направляются в развитие территорий.

В 2022 г. депутаты попытались принять законопроект, по которому КС вводится во всех регионах России, но этого так и не случилось.

Туристический налог, в отличие от сбора, будет легче администрировать, считает профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталия Зайцева. Она пояснила «Известиям», что налог «будет уплачиваться с выручки от реализации услуг размещения, которая обычно составляет от 60–75 до 90% от всей выручки гостиничного или другого средства размещения».

Но есть и минус, добавляет коммерческий директор группы отелей «Русские сезоны» Инна Рындина: нововведение неизбежно повлечет за собой повышение цен на номера.

Эксперты, которых опрашивал DK.RU, уверены, что собирать деньги с туристов стоит лишь в тех регионах, где поток гостей высок. Например, в 2023 г. в Краснодарском крае за счет КС было собрано 742,19 млн руб., которые были направлены на строительство и ремонт общественных зон. В городах с небольшим количеством туристов сборы будут невысоки, и если одновременно отменятся трансферты из федерального бюджета, на эти деньги многого не сделаешь.

Также туристический налог вряд ли нужен в городах, которые преимущественно развивают деловой туризм. Например, в Екатеринбург всего 5% гостей приезжает с туристическими целями, а остальные 95% прибывают в город по делам, связанным с учебой или бизнесом. Таких людей мало интересует туристская инфраструктура, считает Владимир Окуньковпрезидент Ассоциации малых гостиниц и хостелов, руководитель комитета по туризму ОООМиСБ «Опора России».

Эксперт уверен, что сначала нужно целенаправленно вложиться в городскую среду, сделать город красивым и привлекательным, и тогда туристы сами в него поедут, как это произошло с Казанью после ее преображения после празднования тысячелетия.

Нам же предлагают все сделать наоборот — приезжие командировочные должны профинансировать для горожан (местных жителей) и немногочисленных классических туристов возведение и содержание городских парков, скверов, пляжей, «а также иных объектов, способных удовлетворить духовные и иные потребности туристов». Это абсурд! Это нелогично, нечестно, в конце концов, — говорит Окуньков.

Кроме того, он обратил внимание, что туристический налог — это налог на бедных (небогатых, малоимущих) туристов, а точнее, на всех постояльцев бюджетных малых средств размещения (МСР), таких как хостелы, малые отели, гостевые дома и т.п.

Ну вот сами посудите. И с хостела, и с отеля 4-5 звезд одинаковый платеж (сумма этого сбора). Пример: 100 руб. в хостеле, где стоимость 600 руб./сутки, и 100 руб. с отеля «5 звезд», где цена 6 тыс. руб./сутки. Удорожание проживания в хостеле — на 1/6 (плюс примерно 17%), и удорожание на 1/60 в высокозвездном отеле (+1,7%), гости которого даже не обратят внимания на такую коррекцию. Даже в отелях «3-4 звезды», где была цена 3500 руб. в сутки, а стала 3600 руб., никто ничего не заметит, а вот хостелы будут КАЖДОМУ объяснять, почему проживание стало дороже для него на 17% (это реально так и будет восприниматься постояльцами).

То есть брать единый турсбор со всех, с любого средства размещения, некорректно (а другое не предусмотрено законом), подчеркнул эксперт в колонке на DK.RU.