Авторы инициативы полагают, что билеты со средней стоимостью в 5–7 тыс. руб. не должны дорожать в пять–десять раз. Ранее Росстат отмечал, что за год перелеты на самолете подорожали на 42%.
Депутаты Госдумы намерены до конца года подключиться к установлению в РФ ограничений верхней границы цен на авиабилеты, пишет «Коммерсант». По словам знакомого с обсуждением источника, критерии верхней границы могут быть аналогичны с ОАО РЖД, где цены в плацкартных и общих вагонах регулируются ФАС.
Глава комитета Госдумы РФ по транспорту Евгений Москвичев рассказал об инициативе:
Рабочая группа будет запрашивать в правительстве, в Минтрансе, перечень и принципы ценообразования тарифов на отдельных рейсах, и комиссия ФАС будет оценивать, насколько они экономически обоснованы.
Депутат Николай Харитонов уверен, что потолок цен на билеты должен быть приоритетно установлен для льготных категорий пассажиров и на ряде дополнительных маршрутов.
Динамическое ценообразование должно иметь некоторые границы на всех рейсах, чтобы цена билета не взлетала в несколько раз. Рабочая группа будет искать компромисс, чтобы перевозчики не летали себе в ущерб, — говорит он.
Весной 2024 г. ФАС в связи с «ростом числа жалоб» граждан на цены авиабилетов запросила у шести авиакомпаний, включая «Аэрофлот», пояснения о ценообразовании. Как рассказывал DK.RU, по данным Росстата, стоимость перелета в салоне эконом-класса по стране в феврале 2024 г. выросла на 42% по сравнению с февралем 2023 г., до 7,2 тыс. руб. Как рассказывал DK.RU, текущий рост цен на авиабилеты самый резкий как минимум с 2008 г., авиасообщение с каждым годом становится все более недоступным для россиян.
В июне на полях ПМЭФ-2024 глава «Аэрофлота» Сергей Александровский говорил, что ФАС изучила ценообразование компании, «оно абсолютно прозрачное, вопросов у службы нет».
В России сейчас действует несколько программ, в которых фактически заложено ограничение стоимости авиабилетов. Речь идет о программах по постановлениям правительства №1242 (на региональных маршрутах), №215 (из европейской части страны в Калининград и на Дальний Восток) и №1172 (по Дальнему Востоку). На расширение субсидируемых маршрутов необходим бюджетный лимит:
Если предложение депутатов выйдет за рамки действующих программ субсидирования, то оно фактически дискредитирует систему динамического ценообразования, применяемую во всей отрасли при формировании стоимости авиабилетов и позволяющую приобретать билеты заранее фактически ниже себестоимости перевозки.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов полагает, что предложение группы депутатов «малореализуемо, носит популистский характер»:
Динамическое ценообразование позволяет продавать билеты без ограничения верхней планки стоимости за счет наличия платежеспособного спроса. Директивное ценовое регулирование не работает ни в такси, ни в авиаперевозках. Хотя проработка некоторого ограничения динамики предельной цены билета все же имеет смысл: Чтобы билет со средней стоимостью в 5–7 тыс. руб. не дорожал в пределе в пять-десять раз, — добавляет он.
Ранее авиаперевозчики объясняли рост стоимости билетов повышением расходов в 2023 г. Во-первых, выросли ставки на услуги аэропортов на 46%, стоимость авиатоплива выросла в цене на 54%, запчасти и агрегаты стали дороже в среднем на 56%. В 2024 г. динамика сохраняется.