Меню

Глава РОАД: поставки в Россию автомобилей и комплектующих из Китая могут остановиться

Иллюстрация: freepik.com

Алексей Подщеколдин говорит, что уже три недели не может провести расчеты с китайской стороной. Поток клиентов настолько большой, что банки не справляются с платежами.

Поставка китайских автомобилей и запчастей в Россию может прекратиться. Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин рассказал Business FM, что причиной стала блокировка платежей за китайскую продукцию. Решить сложности с расчетами до сих пор не удалось. По его словам, в Китай деньги приходят, однако их дальнейшее движение внутри страны приостанавливается:

Сейчас единственный канал, через который как-то удается, как через игольное ушко, проскочить деньгам из России, это шанхайский филиал ВТБ. И сам банк, вот на встрече с китайской стороной в понедельник в РСПП говорил о том, что 50 тыс. компаний записались в очередь на открытие расчетного счета и тем самым просто парализовали работу.  У меня мой партнер — китайская компания, которая открыла счет в шанхайском ВТБ, никак деньги наши не увидит, уже третью неделю. 

Глава РОАД  уверен, что зависание платежей может привести к полной остановке бизнеса небольших предприятий, которые ведут бизнес с Китаем. В частности, автомобильный рынок может лишиться китайских запчастей и машин. 

Автоэксперт Алексей Слащев полагает, что полной остановки поставок не произойдет:

Российский рынок, в принципе, не сильно интересен как бизнес-модель Китаю, потому что он для китайского рынка ничтожен, это надо признавать. И поэтому, в принципе, все поставки китайских автомобилей на российский рынок нужны китайским производителям только для того, чтобы получать дополнительные льготы у себя на территории. И компания Haval, и Chery, и все-все автомобильные бренды приходят в Россию, открывают заводы для того, чтобы увеличить продажи у себя на территории Китая и других, более интересных рынках. В свете того, что китайские поставки прекратятся к нам в Россию, — вряд ли, потому что настолько отлажен уже патент, что чего-то ждать сверхъестественного, уже, наверное, не стоит, — сказал эксперт.

Один из собеседников, который занимается продажей автомобилей из Китая, говорит, что проблемы с платежами действительно есть:

В принципе, есть партнеры в других странах, которые помогают реализовать эту проблему, та же Киргизия, тот же Казахстан, есть партнеры, которые могут оплачивать в Китай. Да, немножко поднимутся цены за счет того, что будет двойная конвертация, поскольку национальная валюта Китая — это юань, и мы можем рубли отправлять на Казахстан, а Казахстан дальше конвертирует и отправляет дальше. Я думаю, что сейчас в  летний сезон мы под влиянием более-менее стабильного доллара. Если в августе доллар пойдет в свободное плавание, и гипотетически предположим, что он будет расти, цены с сентября в очередной раз поднимутся.

В РОАД между тем отметили, что в первом полугодии 2024 г. на российском рынке было продано почти 440 тыс. китайских автомобилей, что в 2,5 раза больше показателей прошлого года.

Ранее DK.RU рассказывал, что продажи новых легковых автомобилей за первое полугодие 2024 г. прибавили 79% — за январь-июнь в России было продано 719,3 тыс. легковых автомобилей. Лидером на российском рынке остается «Автоваз», который за шесть месяцев этого года продал 204 тыс. авто и занял 28,8% всего рынка.

Что касается сложности с платежами, многие китайские финорганизации прекратили расчеты с РФ в долларах с конца декабря 2023 г., когда в силу вступил 12-й пакет санкций против РФ и контроль со стороны американских властей усилился. Позже китайская сторона перестала обслуживать расчеты в национальных валютах: юанях и рублях. Китайскую валюту из России, например, прекратили принимать Ping An Bank и Bank of Ningbo, DBS Bank, Great Wall West China Bank и другие.

В середине мая Владимир Путин посетил с официальным визитом Китай, во время переговоров с Си Цзиньпином в том числе обсуждалась проблема платежей между РФ и КНР. После этого расчеты между российским бизнесом и китайской стороной наладились. В частности сообщалось, что вести бизнес с РФ будут небольшие региональные банки Китая, которые не работают с США и не боятся вторичных санкций. В то время как крупные игроки финансовой системы Китая, вероятнее всего, продолжат отказываться от сотрудничества с российским бизнесом.