Меню

Никаких киосков, только павильоны. Максим Чаплыгин о развитии торговли в Екатеринбурге

Иллюстрация: DK.RU

Эксперт поделился не только цифрами, но и болевыми точками рынка: почему ТРЦ превращаются в термальные комплексы, незаслуженно забывается русская кухня и страдают местные продуктовые сети.

Директор Департамента потребительского рынка и услуг администрации Екатеринбурга Максим Чаплыгин на Международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2024 рассказал об основных тенденциях развития торговли и сферы услуг в уральской столице.

Цифры

— В 2023 г. 50,6% товарооборота по крупным и средним организациям приходилось именно на сферу торговли. Оборот розничной торговли составил около 997 млрд руб., или 106% к уровню 2022 г. в сопоставимых ценах. По этому показателю Екатеринбург занимает 2-е место среди городов-миллионников после Краснодара (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга)».

Мы отмечаем тренд на осознанное потребление. Население хочет качественный товар, но при этом по приемлемой цене. Это наблюдается во всех сферах. На изменение рынка повлиял уход иностранных брендов. Потребители ищут замену качественным европейским товарам, с учетом этого предложение тоже корректируется. Причем отмечаем, что не все бренды хотят уходить. Итальянские бренды, например, всячески стараются остаться, привозят новые коллекции.

По количеству торговых площадей Екатеринбург занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Но сегодня формат рынка меняется, растет доля интернет-торговли. По Екатеринбургу рост электронной коммерции в 2024 г. по сравнению с 2023 г. составил 23%.

В Екатеринбурге действует 5 тыс. 425 объектов розничной торговли, в том числе 44 ТЦ, 62 торговых комплекса, 2 тыс. 413 продовольственных и 2 906 непродовольственных магазинов. Представлены все крупные федеральные сети (X5 Group, «Магнит», «Лента», «Монетка», «О'кей», «Светофор»), а также 28 региональных и местных торговых сетей: «Кировский», «ЖизньМарт», «Гипербола», «Первый рыбный», «Курико», «Среднеуральская птицефабрика», «Рефтинская птицефабрика», «Лакомка», «Молочное место», «Талицкое молоко», «Таватуйская сыроварня», «Режано», «Ирбитский край», «Косулинская пивоварня» и другие.

У нас работает 62 предприятия, выпускающих продукты питания, в том числе 12 крупных производств и 50 малых предприятий.

На сегодняшний день в городе более 2 тыс. 500 предприятий общепита. Сфера услуг представлена 5 тыс. 300 предприятиями — индустрия красоты, оздоровительные услуги, ателье, мастерские по ремонту различной техники, клининг, полиграфия, развлекательные услуги и другие.

В городе работает 128 гостиниц и мини-отелей на 11 тыс. 953 места (6 тыс. 316 номеров) и 51 хостел на 2 тыс. 109 мест (553 номера). 

Болевые точки

Нестационарная торговля

На сегодня из киосков в городе осталась только Роспечать. Остальное — павильоны. Вся нестационарная торговля должна уйти в спальные районы. Я думаю, постепенно мы к этому придем. Объекты нестационарной торговли пока не соблюдают требования к внешнему виду, но по истечении срока действия старых договоров с администрацией они будут заключать новые, по которым они обязаны будут это сделать.

Продуктовые федеральные сети вытесняют местные продуктовые сети

Это общероссийская тенденция. Она связана с тем, что покупатель голосует рублем, а большие сети могут позволить себе снизить цены. Вместе с тем мы видим, что крупные участники рынка, например X5 Group, сотрудничают с местными товаропроизводителями и им это выгодно, потому что они сокращают логистические расходы, а нашим производителям это выгодно, потому что так они находят каналы сбыта. Помимо этого, у нас большая сеть точек сбыта региональных производителей — «Жизньмарт», например.

Предприятия общепита открываются и закрываются буквально каждый день

Сфера общепита претерпевает реформу в том плане, что у нас изменилось отношение к нему. Люди все меньше готовят дома. Растет рынок продажи готовой еды. В этом году рост прогнозируется на 35%. Очень активно развивается этот формат.

По популярности общепита в Екатеринбурге на первом месте фастфуд, второе место занимают кофейни. Если мы говорим про рестораны, то самое популярное у нас, на территории Екатеринбурга, — это грузинская кухня. Возможно, эта еда заходит уральцам, потому что у нас холодно, а грузинская кухня довольно-таки сытная. Хотя мне хочется, чтобы русской кухни было больше. Она уникальна и с огромной историей. Щи и рассольник никто больше не готовит, никто не готовит из соленых продуктов. В Китае солят, но не готовят из этого.

Торговые центры по всей стране переквалифицируются в термальные комплексы

Это общероссийская тенденция. Они стараются оказывать специфичные услуги развлекательного характера. Стационарная торговля постепенно снижает обороты, уступая место торговле онлайн-формата.

Напомним, в Екатеринбурге ТЦ «КомсоМолл» сменит вывеску и превратится в акватермальный развлекательный комплекс «Баденленд».

Читайте также на DK.RU: Заниматься «киоск-ритейлом» в Екатеринбурге станет в разы дороже