Меню

В России запретят продавать лекарства без регистрации в системе «Честный знак»

Иллюстрация: freepik.com

Система маркировки препаратов будет работать по аналогии с продажей воды, молочных продуктов и сигарет. Если товар имеет неизвестное происхождение или просрочен, касса не выдаст чек.

Депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект, который запрещает продажу нелегальных и просроченных лекарств, пишет «Коммерсант». Выявлять препараты будут с помощью системы маркировки для лекарственных препаратов (ФГИС МДЛП) с товароучетной системой розничного предприятия.

Технологически продажа лекарств будет выстроена так же, как продажа табачной продукции, пива, молока и воды — проверка их кода маркировки перед продажей является обязательной.

Законопроект о запрете продажи фармпродукции, произведенной, хранившейся или распространяемой с нарушениями, выявленными системой маркировки, разработан по поручению вице-премьера и главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко.

Если система маркировки возвращает кассовому ПО ошибку, на экране кассира всплывет окно с указанием причины блокировки продажи. Это может быть, например, истекший срок годности или нелегальное происхождение товара. При продаже такого товара касса не выдаст чек. Опция только одна — объяснить ситуацию покупателю и заменить товар, — сообщили в аппарате вице-премьера.

Кроме того, продукция с проблемным кодом маркировки будет «приравниваться к нелегальной и может послужить причиной для дальнейших проверок торговой сети Роспотребнадзором»

За 2024 г. в РФ через аптеки было продано 4,5 млрд упаковок лекарств на общую сумму 1,43 трлн руб. На начало 2024 г. в России работает 78,9 тыс. аптек, за год их число увеличилось на 6 тыс.

Согласно планам правительства, с 1 ноября 2024 г. аналогичный механизм продажи на кассе заработает для парфюмерии, БАДов, шин, обуви и продукции легпрома, с 1 февраля 2025 г. — для безалкогольных напитков и соков. Маркировку также планируют распространить на продажу ветпрепаратов и кормов для животных, растительного масла, консервированных продуктов.

Заместитель гендиректора ЦРПТ (компания-оператор системы маркировки «Честный знак») Реваз Юсупов говорит, что введение маркировки помогает обелить рынок:

Продажи просроченной молочной продукции снизились на 74%, а продукции неизвестного происхождения — на 54%. В торговле водой на 8% сократились продажи просрочки, на 24% — воды неизвестного происхождения. В табаке была заблокирована продажа 52,7 млн единиц продукции с нарушениями требований, в разливном пиве — не менее 4,3 млн литров просрочки, — говорит он.

Замгендиректора компании «Биокад» Алексей Торгов полагает, что инициатива по маркировке лекарств правильная:

Мы были одними из инициаторов маркировки препаратов для предотвращения их хищения из лечебно-профилактических учреждений. Данная инициатива является логичным продолжением эволюции системы.

Ранее DK.RU рассказывал, что бизнес порой сам выступает за маркировку товаров. Так Национальная ассоциация индустрии спортивного питания (НАИСП) обратилась в Минпромторг с просьбой включить специализированную пищевую продукцию для спортсменов в список товаров, которые в РФ подлежат маркировке с 2025 г.

При этом представители других рынков (и производители, и продавцы) говорят, что введение обязательной маркировки стало одной из причин подорожания товаров в минувшие годы — наравне с ростом издержек на сырье и логистику, сообщал DK.RU. Самое существенное подорожание зафиксировано в сегменте продуктов питания, и оно продолжается до сих пор: плавно дорожает не только молочная продукция, но и прохладительные напитки.