Острый дефицит кадров создает новые вызовы — работать со студентами и выпускниками школ в привычном виде уже недостаточно. Что могут сделать работодатели? Пять конкретных шагов.
В России живет 76 млн человек трудоспособного населения. И только от 1,7 до 2,5 млн из них в настоящий момент не трудоустроены. Рекордно низкий уровень безработицы — большая проблема для предприятий, особенно из высокотехнологичных отраслей. По данным Ассоциации инновационных регионов России, только за последний год потребность в высокотехнологичных кадрах выросла на 25%. А судя по демографическим тенденциям и низкому интересу молодежи к рабочим специальностям, работодателям нужны новые форматы работы с молодежью. Городские депутаты уже предложили предприятиям принимать несовершеннолетних на работу, чтобы школьники могли «понюхать мазут».
Многие крупные компании уже присоединились к федеральному проекту «Профессионалитет» и получили возможность влиять на программы подготовки и набор студентов по нужным специальностям. Но, как признаются представители предприятий, эта программа не панацея. Что еще необходимо для решения проблемы — рассказали эксперты на полях выставки ИННОПРОМ.
Знакомить детей с предприятиями на своих площадках
Дмитрий Антонов, директор департамента по труду и занятости населения Свердловской области:
К сожалению, если посмотреть на наше поколение и сегодняшних подростков, с точки зрения когнитивной психологии мы сильно отличаемся. В детстве кто-то из нас рубил палкой крапиву, кто-то засыпал карбид в бутылки, кто-то разбивал кинескопы у старых телевизоров. Эти активности формировали наши ощущения, восприятие, сенсорные реакции, поэтому нас было проще профессионально ориентировать — ведь когда мы становимся взрослыми, наши детские ощущения резонируют с восприятием жизни.
Сегодня же подростков профориентировать можно только на что-то визуальное, к тому же перечень активностей у них, по сравнению с нашим детством, ограничен. В наши дни надо снова пройти сложный путь воссоздания престижа рабочих профессий.
Сейчас мы внедряем в наших подведомственных учреждениях технологию «Школа-колледж-предприятие», основанную на принципах старой школы — учим детей решать какие-то реальные задачи и спустя два года выводим их на чемпионаты. Например, уже привлекли к реализации проекта Центр медицины катастроф и Свердловский областной медицинский колледж — учим детей оказывать первую помощь, ставить уколы и видим, что им это интересно. У нас уже даже есть очередь на медицинские специальности. Поэтому я бы призвал работодателей не бояться и активнее знакомить детей с предприятиями на своих площадках. Это бесценный опыт, который обязательно окупится в будущем.
Вести перспективных ребят со школы
Елена Позолотина, заместитель генерального директора по управлению персоналом ТМК:
В планах на ближайшие три-пять лет — увеличить количество групп, которые мы будем формировать по программе «Профессионалитет», и набор студентов на наши предприятия. Через пять-шесть лет мы будем наблюдать пик трудоспособного экономически активного населения в возрасте 18-25 лет. Дальше мы столкнемся с последствиями демографической ямы. Поэтому наша задача — привлечь к себе на предприятия как можно больше ребят из этой возрастной группы и удержать их.
Мы уже сейчас приглядываемся к ребятам, которые через несколько лет поступят в профильные вузы и колледжи. С шестого класса в школах в регионах присутствия компании формируются списки тех учеников и их родителей, кто интересуется металлургией и возможностями для развития в этой отрасли. После того, как эти дети поступают в ссузы, с которыми мы взаимодействуем, мы сопровождаем их в процессе обучения и стараемся заинтересовать в дальнейшей работе на предприятиях ТМК. Для того чтобы наладить коммуникацию, мы хотим создать социальную сеть по типу нашей корпоративной сети, чтобы разговаривать со школьниками и их родителями на современном языке.
Сегодня мало кто из родителей хотел бы, чтобы ребенок связал свою жизнь с рабочей профессией. И если с детства формируется стереотип, что быть рабочим — это плохо, то, к сожалению, в будущем ребенок не будет смотреть в сторону рабочих профессий.
Помогать школьникам освоить физику
Виталий Жуков, заместитель генерального директора — руководитель аппарата Россети Урал:
Мы видим, что сегодня все меньше выпускников сдают экзамены по профильному для нас предмету — физике. Когда мой ребенок заканчивал 9 класс, многие его одноклассники пошли сдавать ОБЖ, потому что это было легче всего. А те ребята, которые осваивают профильные предметы, ориентируются преимущественно на профессии, которые продвигает государство, — например, IT, ту же сборку беспилотников. А значит, потенциальных кадров для сферы энергетики становится все меньше.
На одной из смежных секций ИННОПРОМ коллега отметила: конверсия от работы со школами сегодня — около 1%. Но мы не можем этим не заниматься. Есть большая проблема с набором в профильные учебные заведения. Мы можем обратиться в профильные колледжи с просьбой увеличить набор в конкретных территориях, например с 300 до 600 человек. А они нам ответят, что и эти-то 300 мест закрывают с трудом. Падает и уровень студентов: если раньше на наши специальности принимали абитуриентов со средним баллом 3,9-4, то сейчас он упал до 3,6.
Программы обучения в колледжах несколько лет назад привязали к профессиональным стандартам и сегодня они не нуждаются в серьезной докрутке. Но материально-техническая база, на которой учатся ребята, была разработана еще в 1980-1990-е гг. С помощью проекта «Професионалитет» мы взаимодействуем с колледжами и помогаем им обновить техническую базу. Но не всегда это удается — например, в Свердловской области мы пытались зайти в технологические техникумы, но проиграли конкурс другим работодателям. В колледжах нужно решать еще одну серьезную проблему — дефицит преподавателей. Ребята, которым интересно заниматься преподаванием и научной деятельностью, уходят в бизнес-структуры, потому что там сегодня есть хорошие зарплаты и социальные пакеты.
Воссоздавать престиж рабочих профессий
Денис Дыбов, Директор департамента развития предпринимательства ТПП РФ:
Раньше человек труда был в почете и имел уважение. Сегодня молодые люди говорят, что работать руками немодно. Какую культуру мы им прививаем? Раньше в медийном поле прославляли человека труда, сегодня на экранах — Моргенштерн* (включен в реестр иноагентов) и блогеры. И о каком технологическом суверенитете сегодня может идти речь?
Приходить на родительские собрания
Александр Смекалин, директор Ассоциации инновационных регионов России:
Перекос вознаграждения в сторону неквалифицированных профессий — это большой вызов для рынка труда. Сегодня это серьезная проблема, с которой нужно что-то делать.
В преддверии приемной кампании вузы активно взаимодействуют с абитуриентами, стремясь привлечь их внимание и заинтересовать в поступлении. Однако я замечаю, что представители бизнеса редко участвуют в таких встречах. Более продуктивный диалог мог бы выглядеть следующим образом: если бы представители компаний встретились с родителями и рассказали им о возможностях трудоустройства их детей после окончания вуза, с указанием конкретных зарплат и перспектив, — это могло бы повысить шансы на привлечение молодых специалистов. Да, работодатели уже взаимодействуют со студентами старших курсов, курируют их проектную деятельность и предоставляют места для практики, но это не всегда приводит к желаемому результату. Если бы компании чаще присутствовали на родительских собраниях, эффект был бы заметнее.
Ранее на DK.RU:
9 тыс. человек не хватает промышленности Свердловской области
«Раньше с легкостью провожали сотрудников на пенсию, а теперь чаще уговаривают остаться»
* - выполняет функции иностранного агента