Меню

Эрдоган: Турция хочет стать полноправным членом ШОС

Иллюстрация: freepik.com

Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна должна присоединиться к «шанхайской пятерке», однако в Кремле не разделяют стремлений Турции быстрее присоединиться к союзу.

Турция заявила о планах стать полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), пишут «Известия». Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган во время визита в Вашингтон заявил журналистам:

Турция должна присоединиться к «шанхайской пятерке» (основатели ШОС: Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан, — прим. ред.) в качестве постоянного члена, — сказал он.

Предполагаемые сроки вступления в ШОС президент Турции не назвал, но уточнил, что вопрос вступления в организацию он обсудил с российским коллегой Владимиром Путиным, президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым и председателем КНР Си Цзиньпином.

Напомним, что 4 июля в ШОС официально вошла Белоруссия. Таким образом, число участников организации расширилось до десяти. Среди них Россия, Китай, Индия, Казахстан, Пакистан, Иран, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле знают о планах Анкары войти в ШОС, но пока что у стран есть некоторые разногласия, которые тормозят этот процесс. В частности, разногласия касаются позиции по военному альянсу НАТО:

Точная дата вступления страны в организацию пока неизвестна, так как у Москвы и Анкары есть определенные разногласия, связанные с обязательствами и с позицией... Турции как члена НАТО, — сказал Песков.

Заведующий отделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Владимир Аватков полагает, что говорить о скором вступлении Турции в ШОС нельзя:

Анкара тянется к будущему полицентричному миру, но пока не со всей решительностью. Участие представителей Турции, несмотря на всех тех, кто мешает, в мероприятиях и БРИКС, и ШОС — большой шаг навстречу новому миру. Сдержать его наступление точно нельзя. Вопрос, кто в него и как зайдет.

Научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Алина Сбитнева говорит, что «Турецкая Республика стремится вписать себя во всё, что можно и нельзя»:

Турция, видя себя своеобразным хабом, стремится пропустить через себя транспортно-логистический макрокоридор по маршруту Европа – Китай, поэтому взаимодействие с ШОС приобретает для нее особую значимость. Не стоит забывать о межгосударственном объединении БРИКС, к которому Турция сейчас проявляет нескрываемый интерес, — отметила эксперт.

Алина Сбитнева уточнила, что Турция также хотела бы стать частью БРИКС. Напомним, сейчас в БРИКС входят десять стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, а с 2023 г. к нему присоединились Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ. DK.RU рассказывал, что организация получила 22 заявки от стран на вступление в БРИКС.

Доля БРИКС в мировом ВВП по паритету покупательной способности по итогам 2023 г. достигла рекордных 35,7%, подсчитал Всемирный банк. За год она выросла на 0,6%, а с момента создания объединения в 2006 г. его удельный вес в мировом ВВП вырос на 10,2%, писал DK.RU.

Сейчас члены объединения работают над тем, чтобы создать единую валюту. Вторым важным шагом после создания единой валюты станет разработка новой платежной системы BRICS Pay. Платформа позволит осуществлять денежные переводы между странами БРИКС и ослабить последствия рестрикций Запада. Кроме того, государства БРИКС собираются более широко использовать цифровые валюты.