Российская лесопромышленная отрасль впервые за два года показывает рост, сильнее всего выросло производство ДВП. Большая часть экспорта идет в Китай, но проблемы с логистикой все осложняют.
По последним данным Росстата, в январе-апреле предприятия лесопромышленного комплекса (ЛПК) стали демонстрировать рост. Это произошло впервые за два года — после того как Евросоюз отказался от закупки древесины и изделий у России.
За 4 месяца больше всего выросло производство древесно-волокнистых плит — на 27%, до 247 млн кв. м, следом идет фанера — на 14,5%, до 1,17 млн кубометров, древесно-стружечные плиты — на 12,2%, до 3,9 млн кубометров, бумага и картон — на 10,1%, до 3,5 млн тонн. Производство пиломатериалов показало рост на 1,1%, до 9,7 млн кубометров год к году, а целлюлозы — на 1,3%, до 2,8 млн тонн, пишет «Коммерсант».
Отрасли удалось преодолеть ряд трудностей, заместив выбывший европейский рынок на внутренний и новые экспортные рынки — страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, — говорит партнер практики ЛПК консалтинговой компании Strategy Partners Павел Билибин.
Игроки рынка согласны с тем, что отрасль восстанавливается. «В первом полугодии 2024 г. в лесном комплексе Вологодской области наметилась позитивная тенденция по увеличению объемов заготовки древесины и выпуску продукции ее переработки, за исключением производства пеллет и брикетов. На ряде предприятий достигнуты объемы производства докризисного уровня», — рассказал исполнительный директор Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров региона Роман Марков.
На Архангельском фанерном заводе сообщили, что рынок «находится в равновесии», а предприятия загружены на 70%. В «Свезе» видят стабилизацию и «некоторую позитивную динамику» с конца 2023 г. Там связывают это с развитием жилищного строительства и инфраструктуры на внутреннем рынке и с выстраиванием новых логистических маршрутов. Но, считают в компании, ожидать возвращения к показателям 2021 г. пока не стоит.
Павел Билибин добавляет, что на восстановление отрасли повлияли меры господдержки. Прежде всего это транспортные субсидии на экспорт, продление на год реализации приоритетных инвестиционных проектов, оплата лесной аренды по факту заготовки, а также льготное кредитование системообразующих предприятий.
Напомним, в апреле 2022 г. Евросоюз включил в пятый пакет санкций против России ограничения против российского лесопромышленного комплекса. Европейская комиссия оценила стоимость лесопромышленной продукции, попавшей под ограничения, в €3,16 млрд. До санкций в 2022 г. объем экспорта пиломатериалов составлял 23 млн куб. м. После введения санкций российские компании заявили о тотальном нарушении логистических цепочек. Каждая пятая компания заявила о заморозке инвестпрограмм, а каждая третья — о сокращении инвестиций более чем на 30%, писал DK.RU.
До санкций почти половина продукции российского ЛПК приходилась на «недружественные» страны — 45,8% в 2021 г., из них 75% поставок шли в страны ЕС. Крупнейшими потребителями были Финляндия, Германия, Эстония и Нидерланды. В основном туда направлялись пиломатериалы, фанера и пеллеты, указывает «Ъ».
После июля 2022 г., когда заработало санкционное ограничение, лесопромышленникам срочно пришлось перестраивать логистику и искать новых покупателей для своей продукции. Соответственно, показатели ЛПК стали сильно падать. До июля 2023 г. лесозаготовка сократилась на треть, производство некоторых видов товаров — на 30–50%.
Одним из выходов для лесного комплекса стала ориентация на внутренний рынок, а по экспорту ставка была сделана на Китай. По разным оценкам, сейчас туда направляется от 57% до 75% всего экспорта пиломатериалов.
Но в работе с Китаем много трудностей. В первую очередь, это цены — во втором квартале стоимость пиломатериалов из РФ снизилась более чем на 15%. Во вторую, логистика — расходы на контейнерные перевозки морем выросли более чем на 25%. Железная дорога не очень спасает — пропускная способность РЖД не позволяет наращивать объем перевозок контейнерами.
Ранее на DK.RU: Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция