Юристы называют кейс Oracle исключением из правила: большинство зарубежных компаний уходят цивилизованно. Пока долги удалось взыскать лишь «МегаФону», но его вынуждают вернуть их в конкурсную массу.
Суды между российской «дочкой» американской компании — разработчика систем управления базами данных Oracle «Оракл компьютерное оборудование» и ее российскими контрагентами продолжаются. Компания ушла из России, «хлопнув дверью», в 2022 г. и категорически отказывается возвращать авансы за неоказанные услуги. Общая сумма долгов достигла 1,43 млрд руб., напоминает РБК, ссылаясь на арбитражного управляющего Егора Непомнящих.
Oracle в России была представлена юрлицом «Оракл компьютерное оборудование». Компания предоставляла облачные решения в области бизнес-аналитики, гибридных облаков, машинного обучения, хранения данных и др. Ее клиентами были Федеральная налоговая служба, Казначейство, департамент информационных технологий Москвы, Минфин, Минтранс, Федеральная таможенная служба, Фонд социального страхования, Центробанк, «Почта России», ВТБ, Газпромбанк, «Ростелеком», «Росатом» и др. До 2022 г. Oracle вместе с SAP и Microsoft были лидерами по автоматизации бизнес-процессов в России.
В марте 2022 г., как и многие другие международные компании, Oracle объявила об уходе из России. Но, в отличие от той же Microsoft, а также от ряда других уходящих игроков, она резко прекратила оказывать услуги техподдержки своим контрагентам и не стала возвращать выплаченные авансы.
Ни в одном из своих публичных заявлений Oracle не ссылается на какие-либо объективные причины или введение экономических мер ограничительного характера. Напротив, Oracle прямо объясняет свои действия по прекращению деятельности мотивами политического характера, — говорится в отзыве Егора Непомнящих.
В июне 2022 г. контрагенты массово стали обращаться в суд за взысканием долгов «Оракл». Среди них были IT-компания «Крок» (долг 49,7 млн руб.), «Форс — центр разработки» (440 млн руб.), «Марвел-дистрибуция» (425,2 млн руб.), Альфа-банк (99,4 млн руб.), Сбербанк (77,2 млн руб.), «МегаФон» (44 млн руб.), «Инфосистемы джет» (20 млн руб.) и др.
В августе 2023 г. «Оракл» признали банкротом, было открыто конкурсное производство. Общая конкурсная масса составила 1,43 млрд руб.
Конкурсный управляющий сообщает, что сбор конкурсной массы в рамках банкротства «Оракл компьютерное оборудование» и включение кредиторов в реестр продолжаются. При этом Oracle активно участвует в судебных процессах и пытается препятствовать любым попыткам взыскания денег. Например, российская «дочка» вывела все средства на счета ирландской компании Oracle EMEA Ltd и утилизировала оборудование и товары, хранящиеся в России, стоимостью 300 млн руб. Оснований для утилизации и вывода средств она не предоставила. Чтобы расплатиться с кредиторами, Непомнящих пытается привлечь к субсидиарной ответственности бывших директоров Oracle Наталью Корнилову и Арину Путинцеву, а также акционеров «дочки» «Оракл Корпорейшн Номиниз Лимитед» и «Оракл Нидерланд Б. В.».
Уже удалось отсудить у одного из бывших топ-менеджеров «золотой парашют» — например, у экс-директора Oracle Systems в России и СНГ Алексея Курочки изымут выходное пособие в размере 8 млн руб. А бывшего арендодателя — мебельную компанию «Антемона» — обязали вернуть 25 млн руб., которые ей были выплачены в виде отступных.
Источник РБК рассказал, что единственным кредитором, который успел получить деньги до того, как Oracle вывела их за границу, стал «МегаФон». Однако суд планирует изъять эти 44 млн руб. в общую конкурсную массу, поскольку по закону о банкротстве деньги должны распределяться равномерно между всеми кредиторами. Сейчас «МегаФон» оспаривает это решение в суде.
Управляющий партнер Briefcase Law Office Евгений Крюков считает, что кредиторам не стоит рассчитывать на оперативное получение денег: средний срок от начала процедуры банкротства до момента поступления даже части денег в адрес кредитора обычно составляет не менее трех-четырех лет. Он подчеркнул, что большинство ушедших из России компаний прикладывают существенные усилия для погашения требований кредиторов и стараются не допустить банкротство своих «дочек». Среди примеров он привел IT-компании Microsoft, SAP, Autodesk, Acronis, EPAM Systems, Cisco, Intel и AMD.
Кейс «Оракл» своего рода уникален, рассказала в интервью DK.RU Ольга Жданова, арбитражный управляющий, партнер юридической фирмы INTELLECT (компания сопровождает банкротство АО «ОРАКЛ Компьютерное оборудование» на стороне конкурсного управляющего).
С финансовой точки зрения у должника все было хорошо, и банкротство вызвано только прекращением деятельности компании в РФ. В отличие от других западных игроков, ORACLE ушла из страны после начала СВО, «хлопнув дверью»: она не отработала авансы и не вернула их клиентам.
Даже если у российской «дочки» нечего взять, материнская корпорация вполне платежеспособна, считает Ольга Жданова, и могла бы повести себя более цивилизованно. Ведь большинство зарубежных компаний уходят цивилизованно: продают свои российские подразделения, несмотря на длительный процесс согласования и не слишком выгодные условия.
Это непростой кейс. Но международные процедуры никто не отменял. И мы надеемся, что компания ORACLE предпочтет урегулировать эту ситуацию и выплатит все, что должна, — говорит она.
Читайте также на DK.RU: «Банкротство компании — это не негативный опыт, а грамотное и выверенное решение»