Меню

«Если появилась идея, нужно воплощать ее сразу. Начнешь взвешивать — никогда не решишься»

Полина Тужилова. Иллюстрация: Личный архив

Основатель кондитерского магазина Karalis Cakes Полина Тужилова рассказала, как за три года с нуля вырастила успешную кондитерскую. Ее главный принцип — не бояться рисковать и визуализировать мечты.

Нет одного-единственного рецепта для создания успешного бизнеса, и кейсы участников рубрики «Свое дело» на DK.RU это подтверждают.

Создатель одежного бренда I.B.W. Оксана Паникер, например, не имела вообще никаких навыков в бизнесе, да и капитал у нее был небольшой — всего 150 тыс. руб. Но она так верила в свою идею slow fashion (создание качественных вещей, которые носятся долго и не выходят из моды), что теперь отшивает порядка 1 тыс. 200 изделий ежемесячно и успешно продает их в бутиках Москвы.

А Рафаэль Хабиров, напротив, был партнером в крупной нефтяной компании, но вышел из нее и стал заниматься производством мобитраков — случайно услышал, как глава Минпромторга, ныне вице-премьер правительства России Денис Мантуров оценил потребность в мобильных торговых объектах в 50 тыс., и подхватил эту идею. За семь лет компания МОБИТРАК выпустила 2500 изделий — от передвижных кухонь, домов и бань до ресторанов и магазинов.

Среди героев нашей рубрики есть и очень молодые люди. Например, Егор Беленинов в 13 лет начал производство мясных консервов под собственной маркой, поскольку очень хотел заработать на новый мотоцикл.

В очередном выпуске DK.RU представляет бизнес-историю Полины Тужиловой, основателя кондитерской Karalis Cakes из Казани. У нее не было особых трудностей в жизни — на старте она училась в медицинском колледже, работала в крупной компании с сильной корпоративной культурой и успешно росла по карьерной лестнице. Но все же понимала, что этого — недостаточно.  

Шаг 1. От идеи до воплощения — один день

— Однажды вечером, было это в 2020 г., я сидела и размышляла, чем бы заняться, чтобы иметь дополнительный источник дохода. Неожиданно в голову пришла мысль: а что, если попробовать сделать торт на заказ? Я сразу загорелась: выбрала красивое фото торта на заставку мобильного и до шести утра смотрела обучающие ролики, а на следующий вечер уже испекла свой первый торт «Красный бархат».  

Первый торт, который испекла Полина 

Я всю жизнь придерживаюсь одного правила: если появилась идея, нужно воплощать ее сразу, так как если начать все взвешивать, обдумывать — уже никогда не решишься. 

Отсутствие опыта меня не пугало, но и страха не было: раньше я помогала маме делать фирменные семейные торты, любила на досуге печь булочки и синнабоны. 

Шаг 2. Через Тайного Санту — к стабильным заказам

Свой первый торт я испекла в ноябре 2020 г., а спустя неделю у нас на работе объявили игру в Тайного Санту. В подарок коллеге я сделала капкейки. Угощение понравилось, а на работе все узнали, что я пеку десерты. И посыпались первые заказы. 

Рабочий коллектив на тот момент стал для меня первым и основным каналом продаж. Коллеги заказывали торты себе, друзьям, своим детям на дни рождения. Нередко бывало так, что с вечера я пеку, а утром приношу с собой на работу заказы, чтобы отдать коллеге. 


Капкейки, упакованные на передачу клиенту

На тот момент я еще не начинала продвигать свои торты в социальных сетях, но стабильно получала несколько заказов в неделю. 

Сначала брала минимальную плату, чтобы окупить стоимость продуктов. Мне был интересен сам процесс: хотелось узнать, на что я способна. Набив руку, я поняла, что созрела до больших объемов, и решила открыть страницу в социальных сетях.

В продвижении мне помогло еще одно увлечение: я люблю фотографировать, а когда готовлю, стараюсь не только сделать вкусно, но и красиво подать блюдо. Сейчас, проработав три года, могу с уверенностью сказать: испечь торт может каждый, но немногим удается преподнести свою продукцию так, чтобы ее купили. 

Шаг 3. Опыт и тренды — залог успеха

Выйдя в онлайн, я осознала, как много у меня конкурентов. Прорваться к заказчикам было трудно: за весь 2021 г. я получала не больше пары заявок в неделю. Основным каналом продаж для меня оставалось сарафанное радио, но на таких объемах сложно тренироваться. Чтобы сделать шаг от хобби к бизнесу, я должна была нарастить темп. Для этого нашла девушку-кондитера, у которой был свой цех, и пошла к ней работать. В свободное время, по пятницам и субботам, помогала ей собирать и декорировать торты. Здесь через мои руки стал проходить солидный поток заказов. Это очень вдохновляет: чувствуешь, что с каждым часом работаешь увереннее. 

В таком режиме прошел весь 2021 год. За это время я основательно натренировалась, сформировала прайс-лист, пополнила список рецептов и начинок, которые могу легко воспроизвести. До сих пор 50% моего текущего ассортимента составляют рецепты, которые я освоила именно тогда, на старте. 

В конце 2021 г. в городе начали набирать популярность бенто: все стали заказывать небольшие торты в корейском стиле. Свой первый бенто-торт я собрала в цехе, где помогала кондитеру. Я поняла, что этот товар станет популярным, и сразу ввела его в свой ассортимент. Число заказов тут же выросло.

Шаг 4. Поиск каналов продаж

К январю 2022 г. я получала стабильно 1-2 заказа в день — от друзей и через соцсети. Задача с дополнительным заработком была решена, но я поняла, что такой объем меня уже не устраивает, я хочу большего. Как раз тогда мне в канал написал представитель маркетплейса Flowwow с предложением разместить на платформе мои изделия. Руководствуясь своим главным правилом — если есть идея, нужно ее воплощать как можно скорее, я тут же перешла по ссылке, оформила НПД и открыла свою витрину. 

Теперь я понимаю, что попала в самое горячее время для выхода на маркетплейс: через пару недель было 14 февраля, потом 8 Марта. На меня обрушился шквал заказов: за оба праздника я подготовила около 40 тортов. 

Таким образом, за первые два месяца на платформе я набрала много отзывов и фотографий товара перед доставкой. Это стало для меня отличным фундаментом для развития на маркетплейсе.  

Мой совет начинающим: недостаточно просто зарегистрироваться на новой площадке. В первый месяц нужно делать все, чтобы привлечь аудиторию: менять витрину, пополнять каталог, выкладывать новые фото, использовать все инструменты, которые предлагает маркетплейс. Тогда органически посещения вашей страницы будут расти и к вам придут покупатели.

Наращивать список заказов нужно именно на старте. Большинство онлайн-площадок устроено так, что если в первый месяц вы не поднялись в выдаче, потом будет очень сложно наверстать упущенное. 

Выход на маркетплейс дал мне столько заказов, что я уже не могла совмещать свой проект с основной работой (учебу я на тот момент уже закончила). 1 мая 2022 г., спустя четыре месяца после выхода на Flowwow, я написала заявление об уходе и с головой окунулась в развитие своего дела. 

Шаг 5. Индивидуальный подход к клиенту

Когда свободного времени стало больше, я все силы направила на онлайн-продажи: загружала каждый день новые карточки товаров, устраивала фотосессии, играла с акциями и наблюдала за откликом аудитории. В ноябре, накануне Дня матери, я решила добавить к тортам цветы. 

Так как основной товар на площадке, где я продаю, это цветы, мне показалось отличной идеей совместить вкусный десерт с букетом. Так я придумала сделать подарочный набор ко Дню матери: цветы и торт. Как всегда, я не стала откладывать идею на потом: посмотрела в Pinterest, как оформить букет в стаканчике, заехала на цветочную базу и закупила самые популярные цветы. 

Я собрала свои первые букеты, оформила карточки товаров и тут же получила от модераторов бан. Оказывается, самозанятые не могут продавать цветы на маркетплейсах. Это меня не остановило: уже через пару часов я оформила ИП. Снова помогло мое правило: от идеи до реализации должно пройти не больше одного дня. 

На День матери я продала очень много комбинированных заказов и заметила закономерность: цветы поднимают твой магазин выше в выдаче, и так больше людей узнают о кондитерских изделиях. 

Шаг 6. Масштабирование бизнеса

К декабрю 2022 г. я чувствовала себя вполне уверенно в роли кондитера: у меня вырос доход, есть стабильный поток заказов, постоянные покупатели. Но чтобы расти дальше, нужно было найти помещение намного больше обычной кухни. 

Мы с мужем стали смотреть онлайн-объявления об аренде помещения для кондитерского цеха. Нам повезло: в аренду срочно сдавался полностью оборудованный цех: духовки, конвектоматы, холодильники — все уже было готово. Девушка, которая обустраивала этот цех под себя, решила сменить род занятий и срочно искала того, кто выкупит все разом, иначе цех придется полностью демонтировать. 

В этот момент я особенно остро ощутила, как много в моем деле значит поддержка близких. На свадьбу нам подарили довольно крупную сумму. Муж сказал: бери свадебные деньги, я в тебя верю. На следующий день мы уже ехали смотреть наш будущий цех, а еще через день переехали на новое место. Я даже не закрывала свой онлайн-магазин на маркетплейсе: вечером пекла на старой кухне, а наутро — в новом цехе.  


Продукция Karalis Cakes производится в профессиональном цехе

К Новому году я вышла на стабильный объем: 10–12 заказов в день. Чтобы расширение шло равномерно, я наняла помощницу. Теперь она занималась заготовками бисквитов и сборкой тортов, а я оставила себе прием заказов, декорирование, финансы и творческие вопросы. Так мы увеличили количество заказов до 20 в день.

Шаг 7. Новые вызовы

Весной 2023 г. число заказов резко сократилось. Мы как будто остановились в росте. Я стала каждый день обновлять каталог и загружать новые карточки товаров. С приходом помощницы у меня как раз освободились руки для оформления нашей онлайн-витрины. 

Но меня не покидало ощущение, что нужно выходить и на новые площадки. Поэтому я подключилась к Яндекс Еде, Ozon, Delivery Club — и заказов стало ощутимо больше. В роли подушки безопасности были постоянные покупатели с Flowwow, из соцсетей и даже с прошлой работы. 

Анализируя причины замедления нашего роста, я поняла, что они отчасти связаны с моей моделью поведения. Мне сложно делегировать, и это также сказывается на наших возможностях. Как многие кондитеры, я стараюсь все контролировать, замыкать на себе все процессы, так как я трудоголик и люблю интенсивный режим. Но я поняла, что на данном этапе, чтобы дело развивалось, мне нужно освоить новые навыки и сменить стратегию. Для меня это вызов, но я готова его принять. 

Планы на будущее

Сейчас у нас оптимальная загрузка: до 30 заказов в день, до 100 заказов в праздники. Маркетплейсы дают стабильный заработок. Казалось бы, логичный следующий шаг — открыть свое кафе, но меня этот сценарий не вдохновляет. Хочу продолжать расти на маркетплейсах, прокачаться как руководитель. Свои возможности в области кондитерского искусства я уже знаю, теперь пришла пора научиться управлять сотрудниками. 

Мне не страшно переходить от полного цикла производства к управлению, ведь я подняла свой бизнес с нуля, все делала своими руками и знаю процесс изнутри. Тем, кто пришел в  кондитерское дело из управления в другой сфере, может быть намного сложнее. 

Пока я развивала кондитерское дело, у меня появилась еще одна мечта — открыть свой цветочный магазин и цех, где мы будем собирать букеты в пару к десертам. Но эту цель еще только предстоит реализовать.

Тем, кто только начинает работать на себя, хочу порекомендовать:

  • Учитесь. Сейчас мир устроен так, что все можно освоить самостоятельно. Главное — начать.
  • Ничего не бойтесь. В крайнем случае вы ничего не теряете. 
  • Рискуйте. Цель в большинстве случаев оправдывает средства. Если действуешь, это всегда приведет к результату.
  • Визуализируйте свои мечты. Я всегда окружаю себя мотиваторами, которые формируют сознание. Еще прописываю цели — на день, на неделю, на год. 
  • И мое любимое: есть идея — воплощайте! По горячим следам всегда получается убедительно.